Главная  Об институте  Интегральный проект  Трансперсональный проект  Библиотека  Обучение  Ресурсы  Форум
 
 

Манифест института


1. Введение
   1.1. Тенденция к интеграции и глобализации
   1.2. Интегральный подход

2. Интегральная модель
   2.1. Сектора
   2.2. Уровни
   2.3. Линии
   2.4. Состояния
   2.5. Типы
   2.6. Интегральная методология

3. Стратегические цели, миссии и методы их реализации
  3.1. Цели
  3.2. Миссии
     3.2.1. Оздоровительно-развивающая миссия
     3.2.2. Культурно-просветительская миссия
     3.2.3. Социально-интегративная миссия
     3.2.4. Научно-исследовательская миссия
 
 
 
 

Манифест института


1. Введение

1.1. Тенденция к интеграции и глобализация

Мы живем в мире, где тенденция к интеграции прослеживается все более отчетливо. Эта тенденция связана с глобализацией экономики, экологии, общественно-политических, культурно-информационных процессов. Эта тенденция связана с глобализацией самого человеческого восприятия и мышления, когда человек уже перестает воспринимать себя как исключительно локальное явление, обусловленное местом своего рождения, своей местной культурой, обычаями и стремится к глобальному восприятию своей жизни, все в большей степени чувствуя себя "гражданином Земли".

Мы глубоко убеждены, что тенденция к интеграции - это общепланетарное явление, не связанное только с человеческой активностью, но демонстрирующее действие неких более фундаментальных, чем чисто человеческие, законов бытия. Начало интеграции локальных культур в широкий общекультурный контекст всего человеческого сообщества - это также и начало интеграции самого человеческого сообщества в еще более широкий контекст общепланетарных и общекосмических процессов.

Сегодня становится бесспорно ясно: человек третьего тысячелетия не может более оставаться изолированным местечковыми социальными и культурными ограничениями от того широкого процесса развертывания живой всеобъемлющей Реальности, неотделимой частью которого он по праву является.

1.2. Интегральный подход

Научно-философской базой института является интегральный подход, отличительная черта которого - включение.

Любое явление, любой процесс, любая культурная или индивидуальная модель жизни не могут быть исключены из целостной диалектической картины Реальности. Исключая что-то как чуждое, враждебное - "не наше" - мы лишь обкрадываем самих себя, искажая, в первую очередь, свою картину Реальности, обедняя краски своего мира, и, в конечном итоге, исключая из Реальности "что-то", мы исключаем из Реальности самих себя.

Путь включения - это процесс непрестанного расширения наших знаний о природе самих себя и окружающей Реальности; и это также процесс непрерывного объединения с потоком новизны, ведущим нас на все более и более целостные уровни познания нашей подлинной природы и природы Реальности.

Лишь путем включения и объединения с целым часть может самоопределиться и превзойти себя, освободившись от искажающих самоабсолютизаций и самоограничений.

Интегральный подход выражается в создании целостной карты Реальности (интегральная теория развития) и целостной методологии познания и развития (интегральная система практик развития человека, общества, культуры и природы).

При создании целостной карты Реальности интегральный подход опирается на четыре простых принципа:

1. Любая карта описывает территорию.

Любая частная или культурная система знаний (модель мира, мировоззрение и т. п.), так или иначе, описывает Реальность или какую-либо ее часть, а потому содержит свою частную истину о Реальности.

2. Любая карта содержит искажение территории.

Любая частная или культурная система знаний содержит в себе искажение Реальности, отрицая или умаляя истины других моделей, мировоззрений и т. п. Это искажение проявляется в виде присущего той или иной системе внутреннего противоречия.

3. Объединяя карты, мы преодолеваем их ограничения и получаем более целостное и реалистичное представление о территории.

Любая частная модель мира обретает свой подлинный смысл, сверхсмысл (т. е. превосходящий тот, что уже как данность заложен внутри нее самой) лишь в сравнении и интеграции с другими частными моделями. Сопоставляя различные системы, можно вскрыть заложенные в них искажения и противоречия, преодолеть существующие ограничения и через это выявить то общее, что объединяет все их. В этом объединении и заключается основная задача интегральной философии и интегрального подхода.

4. Любая карта не равна территории.

Это означает, что любая модель, любая теория, даже самая интегральная - это лишь карта, но никак не территория. Карта никогда не может быть догмой или застывшей схемой - карта всегда будет изменяться, уточняться, корректироваться в зависимости от новых данных на основе новых исследований. В нее будут включаться новые территории и уточняться контуры уже открытых пространств. Любая карта - это лишь способ говорить о Реальности, и этот способ ровно настолько эффективен и полезен, насколько точно он отражает изменяющуюся Реальность во всей целостности происходящих в Ней процессов.

2. Интегральная модель

Вбирая положительный опыт всех методов человеческого познания и опираясь на различающее объединение всех сторон и уровней человеческого бытия, интегральный подход демонстрирует свое огромное преимущество как в индивидуальной практике саморазвития, так и в исследованиях и практиках культурного, научного и общественно-политического развития.

Существующая интегральная карта опирается на масштабную систематизацию человеческих знаний востока и запада, древности и современности, проводимую американским исследователем, ученым с мировым именем, крупнейшим апологетом интегрального подхода Кеном Уилбером и его командой специалистов.

В очень сжатом виде эта карта может быть описана через пять ключевых понятий. Это: сектора, уровни, линии, состояния и типы.

2.1. Сектора

Интегральная карта описывает фундаментальную человеческую ситуацию - ситуацию разделенности на субъект и объект, ситуацию, в которой главную роль играет человеческое восприятие. В целостной сфере человеческого восприятия мы можем выделить как минимум четыре сектора: сектор индивидуального внутреннего восприятия (сознание, психический, внутренний мир), сектор индивидуального внешнего восприятия (тело, физический, внешний мир), еще два сектора образуются коллективными измерениями как внутреннего, так и внешнего восприятия - это сектор коллективного внутреннего (культура, пространство внутренних межличностных коммуникаций, ноосфера) и сектор коллективного внешнего (социо-техническое пространство, природа, биосфера).

"Всесекторность" интегральной карты означает, что процессы и явления, воспринимаемые в каждом из этих секторов, имеют свою уникальную природу и не могут быть полностью сведены к другим секторам. Если мы упускаем из рассмотрения какой-либо из секторов - наше видение неинтегрально, наше восприятие Реальности нецелостно.

2.2. Уровни

Целостная сфера человеческого восприятия не существует как данность, а находится в процессе непрерывного изменения, эволюции и развития. Развивается человек, во всей совокупности его внутренних и внешних процессов, развивается био- и ноосфера. И это развитие в каждом из секторов проходит через три самые общие уровня - от грубого к тонкому и причинному (от тела к уму и духу, от дорационального к рациональному и пострациональному, от доличностного к личностному и надличностному). При переходе от одного уровня к другому происходит коренное переустройство, трансформация всех структур восприятия (как внешнего, так и внутреннего, как индивидуального, так и коллективного), в результате чего младшие уровни включаются в старшие (тело включается в ум, тело-ум включается в дух) и человек обретает новые, более совершенные и целостные способы познания и деятельности, связанные с функционированием на новых уровнях.

"Всеуровневость" интегральной карты означает, что мы должны, как минимум, принимать во внимание факт эволюции и развития человека, культуры, общества и природы через три фундаментальные уровня бытия - от тела к уму и духу.

2.3. Линии

Человек развивается неоднородно: у него могут быть, например, хорошо развиты творческие способности и очень слабо интеллект, или хорошо развиты когнитивные способности и в очень малой степени мораль.

Существуют линии развития, которые представляют собой наши способности. Этих линий множество, но главные из них - самотождественность, мораль, когнитивные способности, мировоззрение, эмпатия, творческие способности. Эти линии могут развиваться относительно независимо друг от друга. Все эти линии, находящиеся на различных уровнях развития в каждом из секторов представлены определенными структурами (как внутренними, так и внешними).

2.4. Состояния

В интегральной модели различаются вертикальные уровни и вертикальные состояния. Основа для различения - их характер. Уровни характеризуются устойчивостью и постоянством. Состояния отличает их неустойчивость и временный характер. Например, для когнитивных способностей примером реализованного уровня является язык и формальная логика, а временных состояний - дорациональные фантазии или проблески пострациональной интуиции.

Согласно интегральной модели развития, способности более высоких уровней сначала приходят к нам в виде кратких состояний более ясного и расширенного восприятия и осознавания ("пиковый опыт"), а затем, по мере закрепления в практике, превращаются в устойчивые и постоянные уровни развития.

Существуют три самые фундаментальные состояния сознания - бодрствование, сновидение и глубокий сон без сновидений - которые соответствуют трем самым общим уровням развития - грубому, тонкому и причинному.

2.5. Типы

Еще одно различение в интегральной модели проводится между горизонтальными линиями и горизонтальными типами. Различные линии представляют собой наши развивающиеся способности, тогда как типы отличает уникальный характер проявления этих способностей.

В интегральной модели выделяется два фундаментальных типа, которые проявлены в самой природе человека: это мужской и женский тип.

В целостной сфере каждого из этих человеческих типов есть все основные сектора восприятия и все основные линии, которые развиваются через все основные уровни. Различаются же они лишь характером этого развития. Примером, показывающим отличия в характере развития мужского и женского типов, может послужить линия моральных способностей. Мужская логика морального развития базируется на понятиях автономии, справедливости и прав, тогда как женская - на понятиях взаимоотношений, заботы и ответственности.

2.6. Интегральная методология

Можно справедливо утверждать, что интегральный подход к познанию и развитию человека - это различающее объединение трех фундаментальных способов человеческого познания - эстетического (чувственный экстаз), научного (интеллектуальный анализ и синтез) и духовного (сверхчувственное откровение).

Такое объединение не только возможно, но и в высшей степени закономерно, поскольку является заключительным этапом диалектического развертывания существовавшего десятки тысяч лет назад синкретизма - недифференцированного, слитного мировосприятия древнего человека, где все три способа познания - творческий экстаз, интеллектуальный анализ и сверхчувственное откровение - существовали в виде нераздельного единства.

Но интегральный подход также предостерегает нас от крайностей: объединение того, что однажды было разделено, - это не бегство назад в радужную близорукость "неразборчивой слиянности всего и вся", это не возвращение вспять под лозунгом "назад к природе" или "назад в каменный век". Объединение - это возможность подвести итог тысячелетним исканиям и развиваться дальше, двигаясь в неизвестное. Объединяясь со своими корнями, мы лишь констатируем факт, что целая эра развития подошла к концу. На протяжении этой эры человечество разрабатывало каждый из трех способов познания, беря их по отдельности, очищая от примесей и доводя до совершенства, и каждый из этих способов доказал свою мощь, но ни один из них, взятый сам по себе, не дал нам по-настоящему целостной практической системы развития и трансформации своей природы, направленной к объединению с подлинной Реальностью как вовне, так и внутри самих себя.

Создание такого целостного орудия познания - это задача нашего времени, задача стыка эпох. И это также задача интегрального подхода.


Таким образом, интегральная карта Реальности и интегральная методология познания и развития человека подразумевает всеохватность и всесвязность: различающее объединение и взаимосвязанность всех секторов, всех уровней, всех состояний, всех линий, всех типов и всех методов. Только в том случае, если мы полностью принимаем во внимание тот факт, что возможности человека, культуры, общества и природы во всех своих линиях и типах развиваются через все основные уровни и состояния (от грубого к тонкому и причинному, от тела к уму и духу); только в том случае, если мы исследуем и направляем это развитие всеми имеющимся методами, мы можем надеяться, что наш подход является по-настоящему интегральным, наше восприятие Реальности по-настоящему целостно, а наши поступки и действия по-настоящему эффективны.

3. Стратегические цели, миссии и методы их реализации

3.1. Цели

3.1.1. Популяризация, продвижение и применение интегрального подхода в России.

3.1.2. Создание в России подлинного Интегрального Сообщества - сообщества мастеров, учителей, ученых, людей искусства; сообщества людей, практикующих различные методы оздоровления, методы личностного и духовного развития; сообщества людей, не безразличных к своей собственной судьбе, судьбе своих детей и внуков, судьбе нашей страны и судьбе всей планеты.


Эти важнейшие стратегические цели развертываются в четыре основные миссии Проекта.

3.2. Миссии
3.2.1. Оздоровительно-развивающая миссия

Оздоровительно-развивающая миссия Проекта находит свое воплощение в деятельности, направленной на всестороннее оздоровление и развитие человеческого тела и сознания (как детей, так и взрослых) с помощью средств современной телесно-оздоровительной практики (фитнес, йога, боевые искусства, танец) и современной медицины, методов современной психологии и психотерапии (психоанализ, гештальт-терапия, методы гуманистической и трансперсональной психологии), этнических и духовных практик, как восточных, так и западных, экологического туризма.

3.2.2. Культурно-просветительская миссия

В рамках культурно-просветительской миссии Проекта осуществляется деятельность по распространению интегрально-ориентированных знаний как среди взрослых, так и среди детей путем издания и продажи книг современных переводных и отечественных авторов, инициации, проведения и поддержки культурно значимых событий, перфомансов, выставок и т. п. В планах по дальнейшей реализации этой миссии - создание и поддержка крупного информационно-аналитического портала в сети Интернет, выпуск периодического печатного издания, создание и реализация продуктов мультимедиа (обучающие и развивающие видео- и аудиопродукты, программы для компьютера, мультфильмы, фильмы и музыка).

3.2.3. Социально-интегративная миссия

Социально-интегративная миссия Проекта служит задаче объединения людей, укрепления межличностных и социальных взаимосвязей, построения в России здорового, прогрессивного, сплоченного и открытого человеческого общества, хорошо интегрированного как внутри себя, так и в контекст внешних глобальных процессов.

Одно из направлений реализации этой миссии - комплексная деятельность по формированию общероссийского клубного поля Интегрального Сообщества, путем создания прозрачной и эффективной клубной системы и ее франчайзинга в другие города России.

Структурными подразделениями, так или иначе задействованными в формировании общего клубного поля, являются все подразделения Проекта.

3.2.4. Научно-исследовательская миссия

Основная задача научно-исследовательской миссии Проекта - дальнейшие исследования, разработка, научное обоснование и экспериментальное применение интегральной теории, интегральной методологии, интегральной диагностики и интегральной экспертизы.

Прагматическая составляющая этой миссии заключается:

1) в возможности создания интегральных методик развития человека в различных сферах жизнедеятельности (от бизнеса и политики до экологии, медицины, образования, культуры и искусства), которые могут быть размножены в готовом для применения виде через тренинги, семинары, книги, продукцию мультимедиа;

2) в возможности создания интегральной диагностики состояния человека и его жизненного пространства, а затем ее применения как в виде услуги для частных лиц и организаций, так и в виде обучающей системы для профессионалов;

3) в возможности создания системы интегральной экспертизы и ее применения как услуги по сертификации организаций и центров, чей род деятельности - оказание услуг по оздоровлению и развитию тела и сознания человека.

 
Хостинг от uCoz