Главная  Об институте  Интегральный проект  Трансперсональный проект  Библиотека  Обучение  Ресурсы  Форум
 
 

Библиотека


Интегральный подход

Трансперсональная парадигма

Статьи

Великие традиции мудрости
 
 
 
 

Статьи > "Звездные войны": точки над Ё


"Звездные войны": точки над Ё



Роман Макуш


«В борьбе бобра с ослом всегда побеждает бобро.»

Современная народная мудрость.

Добро и Зло... Бог и Дьявол... Вещи, на первый взгляд, абсолютно несовместные, непримиримые, взаимоисключающие. Но только на первый взгляд. С незапамятных времен человечество снова и снова пробует отыскать ту истину, что объединяет эти противоречивые полюса. И каждое время дает свой ответ на вопрос «почему». Почему существует Зло? Или, иначе, почему Бог позволяет Злу совершаться? Найти ответы на эти вопросы – значит найти оправдание... Оправдание Бога. И оправдание Дьявола.

«Архетипы героев «Звездных войн» существуют уже много тысяч лет и по большей части относятся еще к дохристианской эпохе».

Один из ответов нашего времени на эти т. н. «предельные» вопросы человечества мы находим в знаменитой киносаге «Звездные войны». Неувядающая на протяжении вот уже более чем четверти века всемирная слава этого фильма, породившая огромную армию поклонников философии джедаев, отнюдь не случайна. Это заслуга создателя «Звездных войн», режиссера Джорджа Лукаса, выстроившего сюжет своих фильмов на прочном философском и мифологическом фундаменте. «Архетипы, присутствующие в «Звездных войнах», существуют уже много тысяч лет и по большей части относятся еще к дохристианской эпохе», - признавался Лукас в интервью газете «USA Today». - «Я прочитал огромное количество книг по мифологии – как самих мифов, так и самых разных теорий, описывающих и объясняющих их; одной из этих книг была «Герой с тысячью лицами» Джозефа Кемпбелла... Я взял на себя дерзость рассмотреть основные мировые религии и различные древние культы и выяснить, что у них общего. Я понял: лучше будет воплотить мой замысел в жизнь так, чтобы у зрителя не возникало ассоциаций с какими-либо конкретными религиями... Таким образом, мне пришлось иметь дело с Силой, не имея специального определения для нее».

Джордж Лукас не скрывал, что вдохновение для своей концепции Силы он почерпнул в книге Карлоса Кастанеды «Сказки о Силе», в которой мексиканский индеец Дон Хуан, называющий себя «человеком знания», раскрывает секрет загадочной вездесущей Силы, которую нельзя постигнуть умом, но можно научиться использовать.

Идея Единой Силы насквозь пронизывает всю ткань киносаги, создавая в каждом фильме восхитительную атмосферу осязаемой тайны жизни и придавая непреодолимое очарование действиям героев, воплощающих образ носителей знания о Силе, - рыцарей Джедаев. Так что же такое Сила? Сила – это энергетическое поле, окружающее и проникающее все. Это та энергия, которая удерживает воедино всю Галактику. «Сама жизнь создает ее, благодаря жизни растет она», - говорит о Силе культовый герой фильма, магистр ордена Джедаев, учитель Йода. – «Ее энергия окружает нас и связывает друг с другом. Она повсюду, между нами... во мне... в тебе... в этом дереве... в той скале... везде!»

Казалось бы, все просто. Но вскоре мы узнаем, что Единая Сила имеет две стороны – Светлую и Темную. Светлая и Темная стороны Силы, однако, не существуют сами по себе, а зависят от намерений существ, использующих Силу. Сама по себе Сила остается Единой, но, окрашиваясь намерениями человека, она разделяется на Светлую и Темную половины. И здесь мы приближаемся к основной философской задаче «Звездных войн» - задаче, которая служит движущей силой сквозного сюжета всей саги и которой Джордж Лукас находит блестящее практическое разрешение в заключительных сценах фильма «Возвращение Джедая».

Задача, о которой идет речь, это вопрос сохранения единства в драматичном разделении Силы на два враждующих полюса. Почему на Пути познания Единой Силы возникает этот неизбежный конфликт, приводящий к необходимости выбора между Светлой и Темной стороной? В чем преимущество необходимости смирения на Пути Светлой стороны Силы, и в чем слабость кажущегося всемогущества и власти на Пути Темной стороны? И почему оба эти Пути, в конечном итоге, приводят ищущего к осознанию окончательного Единства Силы?

«Невиданную мощь придает Джедаю Сила, но берегись Ее Темной стороны», - предупреждает магистр Йода юного Люка Скайуокера. – «Страх, злоба, алчность ведут туда... Соблазнителен путь этот, но если ступишь на него ты, навеки Темная сторона судьбу твою определять будет».

«В обмен на неуязвимость и мощь Сила требует от Джедая безусловного смирения и бесстрастия».

Следуя Пути познания Силы, каждый ученик рано или поздно приходит на то роковое распутье, где его ждет непростое понимание того, что Сила дается Джедаю не просто так, а в обмен на одно требование. Дело в том, что Сила требует от Джедая безусловного смирения и бесстрастия. В обмен на те неуязвимость и мощь, которые приобретает Джедай, владеющий Силой, он должен отказаться от личных желаний и сам стать, в буквальном смысле, послушным орудием Силы («Моя единственная свобода в том, чтобы безупречно следовать знакам Силы», - говорит Дон Хуан Кастанеде). Успешно проходя испытание Темной стороной, ученик принимает требование Силы и входит в ряды Джедаев. Но бывает и так, что в момент испытания ученик переходит на Темную сторону и становится Ситхом – владыкой Темной стороны. Именно это и случилось с Анекеном Скайуокером, отцом Люка, который не выдержал испытания и превратился в ужасающего Темного владыку Дарта Вейдера. Это превращение мы наблюдаем в третьей части саги «Месть Ситха».

В чем суть испытания Темной стороной, в чем суть выбора, встающего перед ищущим на Пути познания? Ответ таков. На первых этапах своего пути каждый ученик движим не только благородным стремлением познать суть Единой Силы, но и свойственными всем смертным амбициями власти. Не смея признаться себе в этом открыто, каждый ученик втайне лелеет сладкие мысли о том могуществе, которое он приобретет, и о тех головокружительных возможностях, которые сулит ему владение Силой.

Научившись открываться потоку Силы, ученик приходит к осознанию одной простой вещи. Он понимает, что все живые существа уже пребывают в этом безграничном Потоке, и нет ничего, что было бы вне Его, но лишь немногие могут сознательно открываться Ему – большинство же существ закрыты от Потока Силы и эта защита лишает их возможности осознавать реальное положение дел. Но, впервые открываясь Потоку Силы и наполняясь его мощью, ученик открывается и тому безусловному требованию, которое этот Поток с собой несет – требованию безропотно следовать его великому течению («следовать всеобщему ходу вещей», как говорят даосы). И это действительно трудный вызов – принять требование, ведь до сих пор ученика влекли к Силе его личные желания и его личные представления о Силе и о Свободе. «Быть свободным» означало для личностного сознания «делать то, что я хочу», а «владеть Силой» возводило это личностное понимание свободы еще и в степень абсолютного произвола – «делать Все, что я хочу». На фоне такого понимания необходимость принять требование Силы (Йода: «Забыть ты должен все то, что знал прежде... Отпустить ты должен все то, что потерять боишься») кажется задачей подчас просто невыполнимой.

С задачей подобного рода и сталкивается Анекен в третьем эпизоде «Звездных войн». Искушение Темной стороны приходит к нему в виде горячей привязанности к единственно близкому человеку, его тайной жене – принцессе Падме Амидале. Анекен предчувствует, что Падме умрет во время родов, и мысль о потере не дает ему покоя. Несмотря на предостережения магистра Йоды («Боязнь потери к Темной стороне привести может. Смерть – это жизни естественная часть. Радуйся за близких своих, которые в чистую Силу преобразовались...»), Анекен ищет способ изменить ход вещей – спасти Падме от смерти. Используя его страх и желание, канцлер Палпатин – Темный владыка Ситхов – расставляет молодому Джедаю хитрую ловушку. «Зачем тебе Сила, если ты не можешь воспользоваться Ею для спасения от смерти даже не себя самого, а близкого тебе человека?», - спрашивает он Анекена, намекая, что владеет секретом способностей, которые «кажутся противоестественными», - способностей, которые могут позволить человеку избежать встречи со смертью. Единственное, чего не договаривает канцлер, так это того, почему эти способности кажутся противоестественными.

«Вне человека нет никакой Темной стороны... Есть только сам человек, искушающий себя сладчайшей возможностью сделать все «по своему хотению».

Дело в том, что единственная возможность использовать безличную Силу в личных целях – это направить Ее против Нее же самой: возвести прочную крепость посреди Потока, внутри которой можно создать свой мир, свою Империю личного произвола и воплотить в этом искаженном, изолированном мирке свои самые безумные фантазии и планы. Темный владыка знает, что нельзя игнорировать требование Силы, нельзя изменить ход вещей, но знает он также и то, что есть возможность отклонить это требование на... неопределенный срок. Темный владыка знает, что, однажды открывшись Силе и исполнившись Ею, можно вновь закрыться от Нее, и делать это снова и снова, каждый раз возводя все более прочные стены для своей Империи, каждый раз создавая все более устрашающее оружие – «Звезду Смерти» - для подавления тех импульсов Силы, которые не вписываются в личные планы владыки.

И здесь нам раскрывается смысл Темной стороны... Нет, не Силы, а человека. Ведь вне человека нет никакой Темной стороны, нет никакого коварного искусителя, соблазняющего грешную душу. Есть только сам человек, искушающий себя сладчайшей возможностью сделать все «по своему хотению», «так, как я хочу» и подавить, убить, уничтожить, убрать с глаз долой все то, что «мешает», не вписывается в «мои представления», «мои планы». Сам человек намеренно «темнеет», т. е. становится непрозрачным, закрытым для Великого Потока Силы. И в фильме символ этой закрытости достаточно красноречив – превратившись в Дарта Вейдера, Анекен отныне и навсегда вынужден носить глухую черную шлем-маску. И Галактическая Империя, которую он создает вместе с канцлером Палпатиным, еще одна метафора безумия эго, в своем роковом омрачении пытающегося подчинить себе саму бесконечность.

Но история на этом не заканчивается, история продолжается, шаг за шагом раскрывая нам секрет Великого Единства Силы. И секрет этот прост. В самозабвенной попытке подчинить своей власти всю Галактику, Темный владыка Ситх не замечает, как и он сам, и вся его Империя становятся лишь еще одной игрушкой безбрежного Потока Силы, поводом разыграть новую историю – историю о Герое, бросившем вызов Галактической твердыне, историю о взятии «великой крепости», историю о разрушении зловещей «Звезды Смерти». 

Всякий раз, соблазняясь своей Темной стороной, человек забывает учесть, что все является частью Великого Потока Силы, а потому и его желание отъединиться от бесконечности в своей личной «крепости» в миг, когда оно только возникло, тут же становится частью Потока, но, увы, совсем не так, как об этом мечтает несчастный. Тот, кто строит стены, отныне и навсегда вынужден будет защищать их, ведь всякая крепость существует только для того, чтобы быть завоеванной и поверженной. В этом смысл всех крепостей и империй. В этом проклятье Темной стороны. И потому вся мощь твердыни Галактической Империи, воплощенной в «Звезде Смерти», лишь повод для Единой Силы воспитать в ответ достойного Героя и дать ему эту «крепость» как забаву, как учебный тренажер, как способ, завоевав ее, быстрее достигнуть зрелости и обрести предельное Знание.

Глубокое прозрение единства в «Звездных войнах» заключается в том, что такими Героями становятся Люк и Лея Скайуокеры, брат и сестра – дети Анекена-Вейдера. И в заключительной сцене последнего, шестого эпизода нам раскрывается окончательный секрет Великого Единства Силы. В последний миг существования Империи, когда Дарт Вейдер повержен, он просит Люка снять с него шлем, и под маской самого заклятого врага, Люк, наконец, видит настоящее лицо своего отца – Анекена Скайуокера, - отца, который в этот полный драматизма миг, когда «Звезда Смерти» вот-вот взорвется, вместе с сыном приходит к осознанию того, что в этом безбрежном Потоке Силы по-настоящему нет ничего, от чего стоило бы защищаться, и на что стоило бы нападать – ведь этот Единый Поток и есть Истинная Целостность человека. И как символ реализации этого предельного Знания о Свободе и Вечной Жизни в завершающих кадрах мы видим, как после смерти Анекен Скайуокер, освобожденный и очищенный, присоединяется к своим ушедшим учителям – магистру Йоде и мастеру Оби-Вану.



Наверх

Статьи > "Звездные войны": точки над Ё


 
Хостинг от uCoz