|
Интегральный подход >
О Кене Уилбере и сущности интегральной практики
О Кене Уилбере и сущности интегральной практики
(рассказ Владимира Майкова о семинаре по
интегральным трансформационным практикам в
Интегральном Институте Кена Уилбера)
Источник: http://www.apollina.ru
Что такое интегральный проект - уже более-менее понятно. Понятно, что это связано, во-первых, с объединением. А объединение это ключ ко всему, то, как мы объединяемся. Потому что мы разъединены, мы живем в двойственном мире. Существует роковая граница между Я и не Я, поэтому все новое приходит оттуда, с другой стороны. Это называют глубиной, это называют неизвестной, в философской литературе это называют другим. Целая философия другого появилась, особенно в двадцатом веке.
Оттуда, с той стороны все к нам приходит, и счастье, и угроза, и безумие, и творчество, и входит в наш мир, и каким-то образом становится постепенно нашим. На языке трансперсональной психологии мы называем подобного рода переживания опытом необычных состояний сознания и говорим, что именно с необычными состояниями сознания связана новизна мира, потому что все новое входит в наш мир первоначально через новый опыт, который для нас, отождествленных, идентифицированных с обжитой территорией, в которой мы уже интегрированы, в которой существует уже то, что мы называем своим Я, самоидентичностью пространством, которое принадлежит нам, пространством интеграции.
В этом мире осуществляется функция интеграции всего нового, и оттого, каково наше обжитое пространство зависит то, как мы относимся к новому, как мы его осваиваем и усваиваем, делаем своим. И в принципе Я и не Я проводит черту, иногда роковую черту, обозначающую все проблемы человечества, т.е. это лежит в основе всех существующих проблем, и тех проблем, которые мы называем своими житейскими проблемами, и проблем, связанных со здоровьем, и проблем, связанных с нашим дискомфортом, несчастьем, неуравновешенностью, проблемам, которые делят все на две части: известного и неизвестного, хорошего и плохого. Поэтому всегда, когда мы что-то познаем, мы объединяемся по разным планам с неизвестным, тем, что было по ту сторону. Мы делаем это своим, мы выражаем это на своем языке, мы обогащаем язык, мы общаемся с помощью этого языка с другими людьми, интегрируя этот опыт в большую общность. Так происходит развитие сообщества, знания, культуры, искусства, везде универсальный процесс интеграции. Поэтому в основе любого акта творчества, роста, познания, взаимодействия всегда лежит выход за пределы известного. Я должен выйти или мир должен вступить в мой мир, но всегда это расширение границ, размывание фильтров. Это всегда открытие и пропускание, это всегда взаимодействие, это перемешивание. Поэтому существует много языков, на которых этот процесс описывается в мире. Это и процесс раскрытия, это и процесс трансформации, это и процесс алхимии, например, великое деяние алхимиков, процессы приготовления философского камня. И в основе лежат одни и те же глубинные процессы.
В общем-то это было понято достаточно давно: основополагающая сущностная роль интеграции в человеческой жизни и процесс интеграции, как катализатор роста. Если мы плохо интегрированы, то мы не собраны, мы не ощущаем энергии, мы не можем концентрироваться, потому что неинтегрированные или полуавтономные части в нас постоянно отвлекают наше внимание. Мы беседуем с человеком и вдруг о-оп, какая та часть сознания ушла туда, или вдруг мы ощущаем, что что-то висит в животе, желудке, или в задней стенке прилипло там. Мы ощущает такого рода блуждающие симптомы. Это знаки неинтегрированной энергии, которые не есть мы, и поэтому по отношению с тем пространством, с которым мы идентифицированы входят своей жизнь пространства нашего Я самоидентификации, воспринимается как потусторонняя сила, потусторонние переживания.
Современная медицина, трансперсональная медицина, интегральная медицина открыла смысл симптомов, смысл напряжений, т.е. это есть не что иное, как готовые к интеграции силы, процессы, смыслы знания, которые в силу того, что наше Я сопротивляется, охраняет свои границы, воспринимается нами с нашей внутренней перспективы как нечто внешнее в форме, которую мы называем симптомом, тревогой, беспокойством и т.д. И поэтому, с одной стороны это как угроза нашему Я , а с другой стороны это приглашение к росту, к интеграции, к тому, чтобы отправиться в путешествие и стать большим целым. И как показывает уже опыт трансформативных, интегративных технологий, методов, как только мы отправляемся в это путешествие просто смело открываясь работе с симптомами, со страхами, с напряжениями, через некоторое время после того, как мы входим в процесс, знакомимся происходит интенсификация процесса и потом вдруг внезапно возникает штиль, затишье, полный покой, знак того, что то, что было симптомом, стало нами. Теперь мы владеем этой силой, мы владеем этим знанием, мы владеем этим процессом. Этот мир стал нашим миром, мы выросли, мы стали океаном, в котором и штормы и бури и рыбы мелкие, крупные бактерии, растения. Это все мы и мы все осознаем и воспринимаем. Это нас уже не отвлекает. Вот такова на достаточно плотном образном языке топика процесса интеграции и такое очень краткое пояснение такого процесса, почему интеграция столь сущностна и столь важна.
Поэтому не случайно, прежде всего конечно же в русле духовных традиций была отмечена важность практиковать интегрально, для того чтобы развиваться быстро. Мы как люди обладаем, как минимум, тремя фундаментально несводимыми друг к другу измерениями, которые традиционно называются тело, ум и дух. Три главных измерения, которые дробятся в различных иерархиях, например, в иерархиях чакры, в иерархиях каббалистических (древо Сефирот), иерархиях христианских. Дробятся как тело, сенсорный слой, мифологический слой, эмоциональный слой, слой Я, слой сверх Я, культуры, слой кентавра, слой тонких тел и т.д., слой духовных всевозможных уровней, т.е. до 12 ,15 уровней существует в различных духовных традициях. Более подробную сводку можно найти в книге Кена Уилбера "Интегральная психология".
Идеи интегрального развития впервые на практике были апробированы в недрах духовных традиций, потому что духовные традиции являлись очень во многом лабораториями жизни, но в светской культуре мы находим эти идеи, как идеи интегрального образования, это идеи университета. Они присутствовали, конечно, и в Древней Греции и Риме, они присутствовали в Ренессансе, когда через арабов греческо-римская культура пришла в Европу и это конечно круг итальянских неоплатоников: Пичини и людей вокруг него. Это великолепное место, я был в доме Пичини в Италии около мальдольского монастыря. Там проходила одна из Российско-Эсаленских конференций по развитию человека в 1991 году. Мы были в том зале, где собирались эти платоники. Люди, которые сделали Возрождение, их было по всей Европе меньше тысячи человек. Меньше тысячи человек создали развитие совершенно новой культуры. Сейчас мир людей, которые занимаются специфически интегральным развитием гораздо больше тысячи, их несколько сотен тысяч человек, поэтому в ближайшее время из этой практики совокупной, объединенной, особенно там, где люди интенсивно работают в группах возникнет очертание будущего интегрального мира, и нового порядка, и нового уровня знаний о том, как нам развиваться, как должно развиваться общество и мир в целом, познавать очень тонкие законы.
Интегральные идеи в XX веке очень интенсивно прорабатывались, идеи выхода за пределы, идеи того, как мы ограничены в своей реальности. И наверное первым интегральным мыслителем и практиком, который стал объединять и объединил уже в жизнь в широкой социальной практике интегральный подход был Шри Ауробиндо. Этот его проект интегральной йоги, интегральных практик, упражнений Шри Ауробиндо, ашрам, построенный специально по его проекту, его опыты и т.д. И именно посещение Аурвиля Майклом Мерфи и Диком Прайсом в 1960 году подарило им идею создать нечто подобное в штатах на западном побережье в калифорнии, в старинном индейском месте силы они создали институт Эсален. Прямо на берегу Тихого океана , обрыв 100-метровый, горячие источники, райское место, создана лаборатория трансформациии в визионерском порыве двумя искателями, у которых к счастью имелись деньги и они смогли осуществить этот грандиозный проект. И на долгие годы это является очень мощной лабораторией трансформативных практик, через которые миру были транслированы гештальт, Фриц Перлз, Джозеф Кэмпбелл, Арни Минделл, Стэн Гроф и сотни других крупнейших лидеров трансформации человека.
Мы можем быть интегративными практиками, независимо от того, что мы выбрали в качестве конкретной практики своей жизни. Мы не просто биологический субстрат- мозг и нервная система, мы одухотворены, мы можем грамотно функционировать, потому что у нас есть та операционная система, среда, которая соединяет все и вся, которая может трансформировать все, с чем она соприкасается в знание, в понимание, в энергию и т.д., которая коммуницирует, создает эту коммуникационную среду, вот что такое интегральное мышление, когда оно стало фактом твоей жизни, а не просто интеллектуального понимания. Когда ты уже изнутри мыслишь интегрально и можешь с этой точки зрения множественности перспектив и их целокупности (это мое определение в одном предложении особенности, специфики интегрального подхода), если ты живешь в этом мире множественности перспектив и их целокупности, тогда ты владеешь и можешь видеть ситуации со всех возможных фундаментальных точек зрения, владеть всей полнотой ситуации. Наша проблема состоит в том, что мы западаем на какие-то "измы", на какие-то частичные перспективы, отождествляемся с ними и теряем полноту перспективы, т.е. наше знание сразу становится разделенным и частичным. Это создает проблемы, в том числе проблемы коммуникации и налаживания отношений, в том числе со здоровьем, с нашим собственным телом, когда теряется коммуникация, проблемы с застоем в потоке энергий, когда человек живет в футляре, скорлупе. Энергия не брызжет из него по всем каналам, потому что он не владеет эмоциональной энергией, не знает, как трансформировать эту энергию в мудрость и , соответственно эмоции разрушают и его и других людей. Т.е. это загрязненная энергия, которая транслируется только через страсти, например. И т.д. все эти тонкие ньюансы, которые связаны с утратой перспективы. Я считаю, что гениальность прорыва Уилбера состоит в том, что он не только дал нам интеллектуальное понимание, он сам называет себя не учителем, не просветленным человеком, хотя он безусловно по моему ощущению все-таки просветленный. У меня есть контакт с людьми, которые несомненно просветленные, я встречался с Далай Ламой, с Норбу, мастером Дзогчен и я считаю, что Гроф тоже просветленный человек, т.е. есть с чем сравнивать, по крайней мере, с большим количеством полупросветленных людей и подающих надежды на просветление. Мне кажется, что Уилбер тоже просветленный человек. В книжке "Один вкус" он описывает опыт своего озарения, когда состояние одного вкуса возникло. И последняя книжка Уилбера "Simple feeling of being", которая только что вышла в издательстве Шамбала, мы получили в последний день семинара эти книжки от Кена с автографами, золотыми буквами написанные. Это компиляция из всех его произведений, книжка страниц 300, о высших состояниях, перспектива высших состояний с позиции одного вкуса, измерение нераздельности, дается перспектива видения, перспектива воззрения на весь мир с точки зрения просветленного существа на разные аспекты. Мне кажется, что Кен Уилбер, возмужав, смог подарить нам совершенно потрясающую перспективу, которая завораживает светом, жизнью, особенно при непосредственном контакте с Кеном.
Уилбер с 1949 г рождения, и он стал заниматься телом 8 лет назад. До этого он пренебрегал им. Он говорит, что почувствовал, что скоро будет хана и стал заниматься. Сейчас он стройный, элегантный, с хорошими рельефными мышцами. Он не качок, но очень красивый. Так что он сам служит примером того, что это хорошо для развития, это действительно высвобождает много другого времени и резервы действительно возрастают. Вот каковы источники интегрального развития и суть уже в исследованиях Уилбера, где он свел воедино все линии развития, было показано, что линии развития разных способностей относительно независимы. Линии развития интеллекта - это одни способности, одни упражнения, а линия развития моральная, она совсем другая, у нее даже другие законы, а линия развития музыкальная - третья, а линия развития духовных способностей, медитации - четвертая линия, линия развития политических способностей - пятая, физических - шестая. Эти линии относительно независимы, каждая по своим законам. Но если мы одновременно практикуем две, три или четыре линии развития, а четыре - это необходимый минимум, как считает команда Уилбера, то тогда развитие ускоряется, значительно ускоряется, это подтвержденный факт. И мы понимаем, если только грамотное выполнение физических упражнений способно столь существенно отодвинуть биомаркеры, то совокупное практикование четырех фундаментальных линий развития способно делать чудеса.
Каковы же эти четыре фундаментальные линии, сущностно необходимые в любой программе развития. Это конечно же работа с телом, причем вы можете продолжать на новом уровне ту практику, которую вы уже делаете, есть некоторые ключи, потому что телом пренебрегать нельзя. Это могут быть любые виды хождения в зал, где вы занимаетесь аэробикой, шейпингом, любые виды пилатаса, йоги, танцевальных занятий, занятий цигуном, тайдзи, боевыми искусствами, сердечнососудистой тренировкой, т.е. занятием бегом, поднятие веса(силовой тренинг). Можно что то еще спланировать в качестве следующей ступени, можно чередовать, взаимозаменять.
Вторая фундаментальная линия развития связана, конечно же с умом. Это проработка развития интеллектуальных способностей, это знакомство с новыми, раздвигающими границы восприятия концепциями. Это тот же Уилбер из текстов трансперсональной психологии, наиболее мощные представления из философии, минимальная библиотечка чтения, из других сфер, связанных с методологией, психологией, то, что полезно будет и для понимания специфики развития. Неплохо иметь также кругозор в отношении вселенной, глобальных проблем, такого рода горизонты мира раздвинуть, не жить только в оболочке.
Дальше следующая фундаментальная область фундаментальных практик связана с психодинамикой, т.е. с тем, что традиционно имеет дело психотерапия, это может быть любая форма психодинамики, это может быть группа анонимных алкоголиков, наркоманов, это может быть встречи с консультантом, с тренером, который индивидуально консультирует вас по вашему индивидуальному развитию. Когда мы это предпринимаем интегрально, то это действительно приносит большие плоды, раздвигаются намного границы мира, в котором мы живем, и которым владеем. В среде духовных практиков, духовных общин существует некоторое пренебрежение психодинамикой и результатом является то, что эти невротические проблемы, эти напряжения стимулируются энергиями, которые возникают в ходе духовных практик, человек не знает, как ими владеть, потому что сама по себе духовная практика чаще всего у людей западного общества не снимает насущную важность работы с психодинамикой. Эти проблемы обостряются , но не решаются, поэтому среди духовных практиков возникают постоянные эксцессы, сумасшествия, самоубийства, проблемы взаимоотношений, постоянно возникает перенос внутренней невротичности на отношения, на ситуации, на бизнес, умножаются проблемы. Поскольку Америка страна более богатая, а при нынешнем темпе времени это более существенно, поэтому Америка страна более богатая относительно гуру, революций, новых религий, вот уже на протяжении 30 лет она является лабораторией, начиная с контркультуры, куда приезжают разные традиции, и интенсивность этой жизни весьма высока. Поэтому уже набрана хорошая статистика, как в полупросветленных общинах разные практики творят чехарду, чудеса. Необходимо прорабатывать невротический аспект. Никто не отменял наставления Гурджиева о том, чтобы заниматься продуктивно духовными практиками, нужно быть хорошим семьянином, нужно уладить все свои взаимоотношения с людьми. А это возможно только тогда, когда мы действительно избавились от невротизма. Если у нас есть напряжение хоть с кем-то в этой жизни, значит это знак того, что у нас есть раздвоенность, невротизм, мы отягощены. Мы можем очень просто определить, нужна нам или не нужна какая-либо псходинамическая работа, и если вы проверите, то вы поймете, что всем нам она еще нужна. Мы еще не избавлены от необходимости этого, мы еще не избавлены от неадекватности в отношениях, мы еще эмоционально западаем, мы еще несправедливы, транслируем дальше эту несправедливость, мы несовершенны. И причина этому груз психодинамики. Это родовая травма, это всевозможного рода разделяющие нас коммуникации, и несправедливость и ложь, в которые мы попадали с раннего детства, неадекватность, непонимание и т.д.
Мы должны понимать, что возможности работы с психодинамикой поистине безграничны, т.е. весь арсенал современной психотерапии работает с психодинамикой. Просто надо проверить и узнать, какие проблемы для нас являются наиболее актуальны, на каком уровне мы находимся, тогда мы будем знать, какие методы наиболее актуальны для данной ступени нашего развития. Чтобы получить представление об этом, посмотрите книжку Уилбера "Никаких границ". Там он дает спектр сознания о том, какие уровни работают и какая психотерапия наиболее оптимальна для той ситуации, в которой вы находитесь. Потому что они может внешне противоречат друг другу, но на самом деле они связаны с той ситуацией, на котором уровне мы находимся. Вы можете использовать классический психоанализ, юнгианскую работу, холотропное дыхание, вы можете по рейки работать, вы можете использовать телесно-ориентированную работу, НЛП, и кучу других методов терапии и раскапывания проблем, процессуальную работу. Все, где вы можете найти хорошего эксперта, чтобы он сам был достаточно проработан, чтобы избегать грубых и ненужных переносов со стороны человека, который помогает вам работать с психодинамикой. Это может быть просто житейски умудренный человек без всяких регалий психотерапевта, который помогает вам доставать материал, облегчать, осознавать, интегрировать его. Тут нет никаких цеховых разграничений, нужно смотреть ,что действительно приносит вам реальную пользу, но важность психодинамической работы чрезвычайно важна. Никто не может совершенно продвигаться по духовному пути и развиваться интегрально, если он пренебрегает психодинамической работой. Поэтому важно поставить это также в качестве одного фундаментального пространства работы над собой. Пока это не сделано, пока вы не стали ровными, пока вы не избавились от напряжения в отношениях это будет тащить вас постоянно назад и вы будете терять энергию, это самое главное, которая столь необходима для осознавания, потому что всегда что-то в вас будет против нас, всегда будете внутри себя иметь врагов, которые всегда будут мешать осознаванию, ваши субличности и т.д. Есть совокупность практик, которые оптимальны для того круга людей, которые ходят на наши семинары.
Следующая область работы, тоже очень важная, это духовные практики, и сердцем духовных практик является, конечно же медитация. Здесь лучше посмотреть, что ищет ваше сердце. Христианская традиция, буддистская традиция, суфизм, какая-то форма адвайто-веданты, недвойственной традиции, то, к чему откликаетесь, найти хорошего наставника, потому что внутри каждой традиции есть полупросветленные люди, несовершенные наставники. Очень важно, чтобы был хороший контакт с наставником. Не только ваш ум должен резонировать, а и сердце и все бытие должны испытывать доверие, ощущение встречи, тогда это будет для вас развивающим. И здесь важно получить не только наставления по медитации от совершенного мастера, но и практиковать какую-нибудь форму медитации, для того, чтобы развивать состояние недвойственности, состояние одного вкуса, состояние нераздельности, состояние большого ума, состояние христианского сознания для того, чтобы вы имели возможность расти.
Я подчеркиваю, что в настоящее время уже накоплено колоссальное количество научных данных о развитии, о том, как различные духовные практики развивают нас, это уже несомненный факт. В частности в книжке Роджера Уолша "Основание духовности" можно найти и во многих других работах. Они проверены уже и в интегральном проекте. Мы каждый день занимались медитацией, мы встречались с мастером традиции, которой мы доверяем, например, которую рекомендует Кен Уилбер, Генпо роши, который сам прошел через опыт псевдо-просветления, сам 30 лет практиковал дзен, сам был учеником традиций, сам является выходцем из запада, поэтому он прекрасно знает западный ум, западные проблемы и т.д. Он великолепно объяснил нам все стадии. Через язык дзенской традиции восхождение к состоянию сатори, состоянию озарений, дальше какие проблемы после состояния озарений, еще 4 ступени, в том числе искушение, падение, великая смерть и потом воскрешение, т.е. это можно найти подобного рода структуру и объяснение путей в рамках любой серьезной духовной традиции с большим опытом. Поэтому очень важно то, что вам наиболее близко найти и практиковать. Важно, чтобы было ощущение роста. Это критерий. Чтобы не было закрытости, чтобы не было догматизма, чтобы вы понимали, что это развивает. Если есть затхлый, подавляющий террористический дух внутри той традиции, то скорее всего это не то, по крайней мере для вас. Это не будет способствовать вашему росту.
Вот какие четыре основные традиции, и по простому в рамках интегрального института это выражается так, что мы должны практиковать практики для тела, ума и духа, (для простоты уровень психодинамики) в себе, в других, practice for body, mind and spirit in I, in we and in us. Во всех трех квадрантах Уилберовских, там четыре, но три могут быть объединены. Т.е. мы должны, другими словами, практиковать истину, добро и красоту, три мира, т.е. мир внутренний, практика для себя, для нашей непосредственной комьюнити, которая вместе с нами делает практикой и мы развиваемся, и практика для всего общества, для всего человечества, т.е. три круга этики в том числе, т.е. для себя, для других и для всех, т.е. эгоцентрическая этика, дальше групповая этика, дальше национальная этика, планетарная этика, и наконец вселенская этика. Вот по этим критериям очень просто смотреть воззрения человека, кто на каком уровне воззрения находится, в каких поступках это выражается.
Главное, что я вынес из семинара Уилбера это прежде всего уверенность в том, что это работает. Даже за те 6 дней, что мы там практиковали интегральную кату и вообще через все, я почувствовал, и все почувствовали как это работает. Сам Уилбер говорил, что прямо сейчас, прямо на наших глазах образуется новое интегральное сообщество, общность, то что на традиционном языке называется сангха, т.е. духовная община людей, которые преданы делу развития и во всем мире дальше будут, каждый в соответствии со своей ситуацией, со своими ближайшими соратниками это дело осуществлять. И я вынес также уверенность в существование самого Кена Уилбера. Он уже не просто герой из книг, а конкретно личность. И когда установлена конкретная связь это совсем другое. Я всегда агитирую за то, чтобы иметь прямое конкретное переживание, чем бы вы не занимались. Если это книги конкретного человека, то познакомьтесь с ним лично, и тогда энергия будет течь, и читая книги конкретного человека вы будете слышать голос. Когда есть подключение, всегда будет работать совсем другой канал информации. Это конечно команда Уилбер, которая тоже очень сильно впечатляет. Это различные эксперты в разных, во всех четырех областях практики. Многообразие, в котором авторы книг, главы школ, герои всевозможных программ и т.д., и вот они в этой команде работают, развивают людей. Это конечно интернациональная община, которая приехала в числе этих двух дней, кликнула, зарегистрировалась и приехала, там сейчас очередь несколько сотен человек на этот семинар, но уже весной следующего года будут еще три семинара по интегральному развитию, т.е. семинары будут чаще сейчас вестись. В интегральном институте очень много заявок, несмотря на высокую цену. Это знак того, как мир откликается на то, что предложено Уилбером. И конечно самое главное это сам Уилбер с его ясностью. Немножко сподобившись и получив от него посвящение его необычайного многомерного ума, ясности и также объяснение из его уст интегральной операционный системы, и как она работает, и как ею пользоваться, на новом уровне владение сейчас этим, я у себя ощущаю и понимание конкретной множественности перспектив, вот, что я вынес в их единстве. Понимание того, что я вам раньше говорил, редактора реальности с уникальной точки зрения и теперь понимание того, как все многообразие филоофских воззрений, всех психологических школ можно понять и объяснить с точки зрения той множественности перспектив, которая уже присутствует в интегральном подходе в оперативной системе. И вот второй и третий том космической трилогии Кена Уилбера( первый том мы уже переводим "Пол, экология духовность") как раз посвящены его диалогу со всеми философскими политическими системами, а также системами искусства, со всем интеллектуальным капиталом, который накоплен человечеством, где он показывает, как это все размещается в рамках интегрального подхода и почему возникают множественные голоса непонимания, как все проблемы могут быть разрешены, если мы , в том числе и методология.
И я сейчас взял уже некоторые обязательства на другом уровне уже практического овладения интегральным подходом. Работа над изданиями полного собрания сочинений Уилбера, а это тот проект, который я думаю смогу осуществить в России с помощью тех людей, которые будут заинтересованы, потому что толстые книги особенно тяжело издавать. Это большая проблема. Каждый том по 800 страниц. Они плохо расходятся, количество людей, которые могут их покупать пока еще очень мало. Поэтому, если книга не продается тиражем 3000 экземпляров за полугода, то она убыточна, в силу просто инфляции и т.д. Потому, что дельта между расходами и конечной ценой, очень мала в России, мала покупательная способность людей. Поэтому успешные деньги делаются на книгах, тиражем более 5000 экземпляров, продаваемых меньше, чем за полгода. Тогда это приносит прибыль. И для такого рода книг, поскольку я сам не бизнесмен, и у меня нет вот такого бизнеса, который приносил бы деньги, я в большей степени преподаватель и занимаюсь развитием трансперсонального проекта, то необходимы так называемые стартовые деньги для таких мощных книг, которые убыточные, это видно с самого начала. Слава богу, что для самых важных книг я получаю поддержку от нескольких российских бизнесменов, верящих в будущее трансперсонального проекта и испытавших на себе его силу. Всем им я выражаю благодарности в публикуемых благодаря их поддержке книгах.
С изданием первого тома "Космической трилогии" мы получим теоретическую основу для того, чтобы различные группы практиков во всех областях осваивали интегральный подход и применяли его. Сейчас очень много уже в психологии, в бизнесе транслируется интегральный подход. Все это сейчас начинает развиваться.
Наверх
Интегральный подход >
О Кене Уилбере и сущности интегральной практики
|