|
Интегральный подход >
Око Духа >
Предисловие редактора
Предисловие редактора
Кена Уилбера сегодня считают
одним из влиятельнейших представителей
трансперсональной психологии, возникшей
около 30 лет назад. Он родился 30 января 1949 г. в
семье военного летчика. Учился в
университете Дьюка и университете Небраски
по специальности биохимия и биофизика, по
которой получил степень магистра. Еще до
окончания университета, он написал свою
первую книгу «Спектр сознания» (1973),
опубликованную в 1977 г. В этой книге
присутствуют многие характерные черты его
более зрелых работ: здесь впервые
представлен «интегральный подход»,
согласно которому различные школы
философии, психологии, антропологии,
психотерапии и т.д. — как академические, так
и духовные (или трансперсональные) —
понимаются не как конкурентные или
взаимоисключающие, но как справедливые
лишь в определенных частях полного «спектра
сознания» и потому дополняющие друг друга.
В это же время он стал одним из основателей
и главным редактором журнала «Ревижн»
(1978–1982), сыгравшего важную роль в
обсуждении новой научной парадигмы и в
развитии трансперсональной психологии.
В 1979–1984 гг. Уилбер публиковал
книги и статьи, в которых рассматривались
интегральные модели индивидуального
развития (1980, 1981); культурной и социальной
эволюции (1983); эпистемологии и философии
науки (1982, 1983); социологии (1983), а также
разнообразные проблемы психопатологии и
психотерапии (1986). В книгах последних лет
Уилбер продолжает развивать свою
центральную идею о том, что высшая цель
эволюции человека, а также всей жизни и даже
всего мира — это реализация Духа,
понимаемая как недвойственное переживание.
Однако не стоит на этом основании зачислять
его в ряды объективных идеалистов, которых
сам Уилбер подвергает глубокой критике. Как
показывает данная книга, смысл этого
утверждения намного глубже.
Опубликовав к настоящему
времени 16 книг, изданных на 20 языках, Уилбер
сегодня — самый переводимый американский
мыслитель. В США издано восьмитомное
собрание его сочинений, в Интернете
насчитывается более 300 000 ссылок на его
работы. О признании его заслуг говорит и
награждение его в 1993 г, вместе со
Станиславом Грофом, почетной премией
Ассоциации трансперсональной психологии
за выдающийся вклад в ее развитие.
Своим авторским дебютом, книгой
«Спектр сознания» (1977) Уилбер завоевал
репутацию оригинального мыслителя,
стремящегося к интеграции психологических
школ и подходов Востока и Запада.
Сокращенная версия этой книги опубликована
под заголовком «Никаких границ» (1979). Это, по
оценке самого Уилбера, — «романтический»
период его творчества, который он называет
«Уилбер-I».
Его наиболее существенные книги следующего,
«эволюционного» периода «Уилбер-II» — «Проект
Атман» (1980, готовится русское издание) и «Ввысь
из Эдема» (1981) — охватывают области
психологии развития и истории культуры. В «Проекте
Атман» (1980) он объединяет различные — как
восточные, так и западные — теории
индивидуального развития в целостное
воззрение, прослеживающее развитие
человека от младенца до взрослого, а также
стадии и законы последующего духовного
развития. В книге «Ввысь из Эдема» он
использует модель индивидуального
развития в качестве концептуальной схемы
для культурного картирования эволюции
человеческого познания и сознания. В 1984–1986
гг. Уилбер публикует серию статей «системно-эволюционного»
периода, названного им «Уилбер-III».
После продолжительного
молчания, связанного с болезнью и смертью
жены, Уилбер в 1995 выпустил 800-страничный том
«Пол, экология, духовность: дух эволюции»,
который, по его замыслу, является первым
томом трилогии «Космос» и первой работой «интегрального»
периода «Уилбер-IV».
В ней он анализирует эволюцию человека —
его мозга, сознания, общества и культуры —
от ранних гоминид до настоящего времени и
соотносит ее с такими феноменами как
эволюция взаимоотношений полов, отношение
человека к земле, технологии, философии,
религии и многое другое. Предпринимая такое
сравнение, Уилбер критикует не только
Западную культуру, но и контркультурное
движение в целом, включая Нью Эйдж,
трансперсональную психологию, а также и
романтически и упрощенно понятую «вечную
философию». Более популярная версия этих
идей изложена в «Краткой истории всего»
(1996).
К числу последних
опубликованных книг Уилбера принадлежат: «Око
духа» (1997) — панорамное изложение
интегрального подхода и интегральной
критики; «Свадьба смысла и души: интеграция
науки и религии» (1998) — размышление о
непротиворечивом соединении научного и
религиозного опыта; «Один вкус» (1999,
готовится русское издание) — личный
дневник, описывающий его внутреннюю
лабораторию, практики и истоки его идей; «Интегральная
психология» (1999, готовится русское издание)
— интегральный подход в психологии; и «Теория
всего: интегральное видение для бизнеса,
политики, науки и духовности» (2000) —
практика интегрального подхода к жизни в
целом. В 2002 году Уилбер намерен
опубликовать свой первый роман,
посвященный теме освобождения из плена
регрессивных холистических идей, и,
возможно, завершить многолетнюю работу над
вторым, и продолжить работу над третьим
томом трилогии «Космос», посвященными,
соответственно, критике экофеминизма и
постмодернизма.
Из этих текстов мы выбрали для
русского издания «Око духа», поскольку
здесь наиболее полно и ясно изложена
последняя версия интегрального подхода
применительно к философии, психологии,
литературной критике, искусству,
религиозному и духовному опыту, с учетом
реакции на критику первой публикации этого
подхода в книге «Пол, экология, духовность»
— объемном труде, перегруженном
специальным материалом и научными ссылками
и доступном, практически, лишь специалистам
и тем, кто внимательно следит за
творчеством Уилбера. В «Оке духа» автор
продолжает развивать и отстаивать свой
эпистемологический плюрализм, предлагая
интегральный подход к познанию, которое
выражается не только на языке «ока плоти» (наука)
и «ока ума» (философия), но и на языке «ока
Духа» (мистицизм). По существу, эту книгу
можно рассматривать как философски
развернутую защиту от критиков «Пола,
экологии, духовности», еще далее
обосновывающую возможность и
продуктивность моделирующего подхода,
выстроенного по принципу естественной
иерархии и способного в максимальной
степени включать в себя инварианты и
динамические стадии эволюционного
развития, таким образом, представляя собой
«единую теорию» невероятного диапазона. В
этой книге Уилбер делает акцент на линиях
развития самости (эмоциональной, моральной,
когнитивной, творческой, духовной и т.д.),
которые претерпевают активную совместную
эволюцию, проходящую через базисные
уровни Космоса-мира (тело, ум, душа и дух).
Поэтому ему приходится постоянно отражать
нападки «линейного критицизма»,
направленные, главным образом, на
недостатки его ранних работ, в которых
подчеркивались «структурные» и «иерархические»
аспекты теории сознания в ущерб
эволюционным. Отдельные главы посвящены
полемике с такими ведущими современными
интеллектуальными направлениями, как
постмодернизм, сайентизм, когнитивные
науки, психология развития, а также
трансперсональная психология,
критическому анализу типичных
теоретических заблуждений которой уделено
особое внимание.
По своей сути интегральный
подход Уилбера представляет собой
метакритику основных направлений
современной теоретической мысли — и это
поначалу не может не настораживать. К тому
же, этот проект выполнен ученым-одиночкой,
на протяжении многих лет не участвовавшим в
активной академической жизни с ее
конференциями, почти ежегодными
монографиями, курсами студентов и
зависимостью от университетской власти.
Уилберу посчастливилось остаться
независимым мыслителем, не ангажированным
доминирующей культурой и в то же время (как
свидетельствуют его работы) великолепно
разбирающимся в ее основных
интеллектуальных течениях. В своей
критической части интегральный подход
является непрестанной битвой с «Флатландией»
(от англ. flat — плоский; land
— земля) — любыми уплощенными мирами и
частичными мировоззрениями разнообразных
интеллектуальных подходов, утративших
полноту перспективы и не осознающих свое
место в реальной мандале человеческого
познания.
По мысли Уилбера, эта мандала
состоит из четырех секторов (квадрантов),
образующихся при делении плоскости образа
Космоса-мира двумя перпендикулярными
прямыми, с осями по направлениям
индивидуальное-коллективное и внутреннее-внешнее.
Сектора представляют четыре
фундаментальных мира, которые не сводимы
друг к другу по предмету,
методам познания, критериям истины и языку.
Это миры: субъекта (интроспекция,
феноменология); объекта (классический научный метод
и наука); интерсубъективности (теория
культуры) и интеробъективности (социология,
теория систем). Это лишь краткое
обозначение исходной идеи, подробно
обоснованной и обстоятельно развитой на
страницах книги.
Как
же работает этот подход у автора? Возьмем,
например, такое ключевое для познания
понятие, как критерий достоверности, или
истина. В мире субъекта истина понимается
как правда, искренность, прямота, степень
доверия; в мире объекта — это
пропорциональный или репрезентативный тип
истины, коротко выражаемый как
соответствие карты и территории; в мире
интеробъективности истина — это
системность и структурно-функциональное
соответствие. И, наконец, в мире
интерсубъектности истина — это
справедливость, культурное соответствие,
правота. Ни один из этих типов истины не
может подменять или упразднять все другие
типы. Соответственно, автономны и не
сводимы друг к другу языки четырех секторов,
каждый из которых полностью верен только в
своем мире. Так, скажем, еще Декарт и Кант
доказывали невозможность научной
психологии по образцу наук о природе и
отмечали несводимость языков описаний
субъекта и объекта. Однако развитие
психологии происходило, по существу, по
линии редукции субъекта к объекту.
Но «... всякий раз, — пишет Уилбер,
— когда мы пытаемся отрицать любую из этих
устойчивых сфер, мы, рано или поздно,
заканчиваем тем, что просто протаскиваем их
в свою философию в скрытой или непризнанной
форме: эмпирики используют интерпретацию в
самом акте отрицания ее важности; крайние
конструктивисты и релятивисты используют
универсальную истину для того, чтобы
универсально отрицать ее существование;
крайние эстетики используют одну лишь
красоту, чтобы провозглашать моральную
добродетель — и т.д., и т.п.» («Око Духа»,
Введение).
Наряду с древними даосами,
Нагарджуной, Кантом и другими
исследователями предельного
опыта из различных сфер познания и
деятельности, Уилбер пытается пройти до
конца во всех секторах Космоса-мира и
вскрыть на предельном усилии универсальный
источник антиномий и парадоксов познания
для того, чтобы расчистить дорогу
познающему духу. Если «...любая система
мысли — пишет он — от философии и
социологии до психологии и религии —
пытается игнорировать или отрицать любой
из четырех критериев достоверности, то эти
игнорируемые истины, в конце концов, снова
появляются в системе как серьезное
внутреннее противоречие («Око Духа»,
Введение).
Вместо этого, интегральный
подход пытается признавать зерно истины в
каждом из подходов — от эмпиризма до
конструктивизма, от релятивизма до
эстетизма. Однако, лишая эти подходы
претензий на роль единственно существующей
истины, он освобождает их от присущих им
противоречий — и как бы находит каждому из
них свое место в подлинном многоцветном
содружестве.
Таким образом, интегральный
подход состоит в попытке согласованной
интеграции практически всех областей
знания, от физики и биологии, теории систем
и теории хаоса до искусства, поэзии и
эстетики, всех значительных школ и
направлений антропологии, психологии и
психотерапии и великих духовно-религиозных
традиций Востока и Запада. Работая с
конкретной областью, Уилбер на первом шаге
находит тот уровень абстракции, где
различные, обычно конфликтующие подходы,
приходят к согласию, выделяя то, что он
называет «ориентирующим обобщением» или «твердым
выводом». Так он рассматривает все области
человеческого знания и в каждом случае
выстраивает серии «здоровых и надежных
ориентирующих обобщений», не оспаривая на
этом шаге их истинность.
Затем, на втором шаге, Уилбер
располагает эти истины в виде цепочки
перекрывающихся заключений и задается
вопросом, какая когерентная система знания
могла бы вобрать в себя наибольшее
количество этих истин? Именно такая система
и представлена впервые, по убеждению автора,
в его работе «Пол, экология, духовность».
Вместо того чтобы заниматься исследованием
того, насколько истинна та или иная область
знания, Уилбер предполагает, что какая-то
истина содержится в каждом подходе, и затем
пытается объединить эти подходы.
Третий шаг это — разработка
нового типа критической теории. Коль скоро
вы получили всеобъемлющую схему, вбирающую
в себя наибольшее число ориентирующих
обобщений, ее можно использовать для
критики более узких подходов.
Неудивительно, что подобные
претензии на универсальную метакритику «всего
и вся» вызвали шквал дискуссий и критики с
самых разных сторон. Часть из них
представлена в недавно опубликованной
книге «Кен Уилбер в диалоге» (1998). Ответы на
первую волну критики включены в «Око духа».
Вторая волна критиков включает в себя таких
влиятельных философов как Юрген Хабермас и
Ханс-Вилли Вэйс. Однако нельзя сказать, что
и эти критики разгромили интегральный
подход: они лишь помогают уточнению и
укреплению позиций Уилбера.
/.../
Майков Владимир, канд. филос. наук
Наверх
Интегральный подход >
О Кене Уилбере и сущности интегральной практики
|