|
Интегральный подход >
Око Духа >
Спектр сознания
Спектр сознания
Интегральная психология
и вечная философия
Сегодня
биологи и медики находятся в самом разгаре
интенсивной работы над проектом «Геном
человека», направленным на получение карты
всех генов в полной последовательности
человеческой ДНК. Этот впечатляющий проект
обещает революционизировать наши идеи в
области человеческого роста, развития,
заболеваний и медицинского лечения, и его
завершение, безусловно, станет одним из
великих достижений в человеческом познании.
Не столь
широко известна, но — берусь доказать — не
менее важна работа, которую можно было бы
назвать проектом «Человеческое Сознание».
На сегодняшний день она проводится уже
довольно давно, а ее цель — составить карту
всего спектра различных состояний
человеческого сознания (включая также
области человеческого бессознательного).
Этот проект «Человеческое Сознание», в
котором участвуют сотни исследователей по
всему миру, включает в себя ряд
междисциплинарных, полимодальных, и
межкультурных подходов, которые вместе
обещают обеспечить исчерпывающее
картирование всего диапазона сознания —
как бы полной последовательности «генов»
осознания.
Эти
различные направления исследований быстро
сходятся со всех сторон к «основной матрице»
различных стадий, структур и состояний
сознания, доступных для мужчин и женщин.
Сравнивая и сопоставляя методы,
разработанные в разных культурах — от дзен-буддизма
до западного психоанализа, от индуизма
Веданты до экзистенциальной феноменологии,
от шаманизма тундры до измененных
состояний — эти подходы быстро складывают
из отдельных фрагментов основополагающую
матрицу — спектр сознания — используя
различные модели, чтобы заполнить пробелы,
оставленные другими исследователями.
Хотя многие
конкретные детали до сих пор интенсивно
исследуются, общее количество свидетельств
в пользу этого спектра сознания уже
настолько значительно, что его
существование, по большей части, не
вызывает серьезных сомнений.
Более того,
совершенно поразительным образом
становится все более очевидно, что этот
всеобъемлющий спектр полностью
согласуется с основным содержанием великих
мировых традиций мудрости.
Поэтому «фундаментальная
матрица», формирующаяся в результате
современных исследований, способна по
достоинству оценивать главное в этих
великих традициях и объединяться с ними, в
то же время стараясь, там где это необходимо,
обновлять и дополнять их догадки. Таким
образом, цель интегрального подхода —
продуманное и целесообразное соединение
древней мудрости и современного знания.
Давайте
начнем с самого основного — с тех положений
великих традиций, которые, судя по всему, с
честью выдержали испытание временем
настолько, что теперь они заметно
возвращаются во многие современные научные
дисциплины.
И все они
опираются на этот поразительный спектр
сознания.
Что это за мировоззрение,
которое, как отметил Артур Лавджой, «было
господствующей официальной философией
большей части цивилизованного
человечества на протяжении большей части
его истории»? Мировоззрение, «которое, в той
или иной форме, разделяло большее число
тончайших аналитических умов и великих
религиозных учителей (как на Востоке, так и
на Западе)»? Что это за мировоззрение,
которое привело Алана Уоттса к
категорическому утверждению: «мы почти не
осознаем крайнего своеобразия своей
собственной позиции, и затрудняемся понять
тот очевидный факт, что в остальном всегда
существовал единый и всеобщий философский
консенсус. Его всегда придерживались те (мужчины
и женщины), кто сообщают об одних и тех же
прозрениях и проповедуют одно и то же
основное учение, живут ли они сейчас или
шесть тысяч лет назад, в Нью-Мексико на
Дальнем Западе или в Токио на Дальнем
Востоке».
И почему это мировоззрение
представляет интерес для интегральных
исследований?
Это мировоззрение, известное
как «вечная философия» — «вечная» именно
потому, что она проявляется во многих
сходных чертах разных культур в разные
периоды истории — действительно служило
основой не только для великих мировых
традиций от христианства до буддизма и
даосизма, но и для многих величайших
философов, ученых и психологов на Востоке и
на Западе, на Севере и на Юге. Необычайная
распространенность вечной философии — ее
особенности я объясню чуть ниже — наводит
на мысль, что это либо величайшая
интеллектуальная ошибка в истории
человечества (настолько повсеместная, что
буквально поражает ум), либо наиболее
точное отражение реальности из всех, что до
сих пор появлялись.
Центральное место в вечной
философии занимает понятие Великой
Цепи Бытия. Сама идея достаточно проста.
Согласно вечной философии, реальность не
одномерна; это не плоский мир однородной
субстанции, монотонно простирающийся перед
глазами. Напротив, реальность состоит из
нескольких разных, но непрерывных
измерений. То есть явленная реальность
состоит из различных ступеней или уровней,
тянущихся от наинизших, наиболее плотных и
наименее сознательных, до наивысших,
наиболее тонких и наиболее сознательных. На
одном конце этого континуума бытия или
спектра сознания находится то, что мы на
Западе назвали бы «материей» или
неодушевленным и не обладающим сознанием, а
на другом конце — «дух», или «божество», или
«сверхсознание» (которое, как мы увидим
ниже, также считается всепроникающей
основой всей последовательности). Между
двумя этими полюсами располагаются другие
измерения бытия, выстроенные в порядке их
индивидуальных степеней реальности (Платон),
актуальности (Аристотель),
содержательности (Гегель), сознания (Ауробиндо),
ясности (Лейбниц), охвата (Плотин) или
осмысленности (Гараб Дордже).
Иногда считают, что Великая Цепь
состоит всего из трех основных уровней:
материи, разума и духа. Другие варианты
предполагают пять уровней: материя, тело,
разум, душа и дух, тогда как третьи
предлагают весьма исчерпывающие деления
Великой Цепи; так, некоторые из систем йоги
перечисляют буквально десятки дискретных и
в то же время непрерывных измерений. Пока
что нас вполне удовлетворит простая
иерархия «материя-тело-ум-душа-дух» .
Центральное утверждение вечной
философии состоит в том, что мужчины
и женщины могут расти и развиваться (или
эволюционировать), проходя по всем ступеням
иерархии вплоть до самого Духа, таким
образом реализуя «высшую тождественность»
с Божеством — ens
perfectissimum — высшее совершенство, к
которому стремится вся эволюция.
Но прежде чем мы подойдем к
этому, мы не можем не заметить, что Великая
Цепь — это действительно «иерархия» —
слово, которому пришлось пережить очень
трудные времена. Первоначально введенное в
употребление великим христианским
мистиком Святым Дионисием оно, по существу,
означало «руководствоваться в своей жизни
духовными принципами» (иеро- означает священное или святое,
а арх — правление или господство).
Однако вскоре это понятие было переведено
на язык политической и военной власти, где «духовное
руководство» стало означать «руководство
Католической церкви» — духовный принцип
был извращенно истолкован как деспотизм.
Тем не менее, понятие иерархии в
том смысле как оно используется в вечной
философии — и, конечно, в современной
психологии, эволюционной теории и теории
систем — означает просто ранжирование
порядков событий в
соответствии с их холистической емкостью.
В любой эволюционной последовательности то,
что является целым на одной стадии,
становится всего лишь частью более
крупного целого на следующей стадии. Буква
— это часть целого слова, которое, в свою
очередь, является частью целого
предложения, которое входит в состав целого
абзаца и т.д. Артур Кёстлер ввел в оборот
термин «холон», который обозначает то, что
будучи целым в одном контексте, является
частью более обширного целого в другом.
Например, в предложении «нашла коса на
камень» слово «коса» является целым по
отношению к составляющим его отдельным
буквам, но частью — по отношению к самой
фразе. И целое (или контекст) может
определять значение и функцию части —
значение слова «коса» различно во фразах «нашла
коса на камень» и «коса расплелась».
Другими словами, целое больше суммы своих
частей и целое во многих случаях может
влиять на функцию своих частей и определять
их значение.
В таком случае, иерархия — это
просто порядок увеличения холонов,
отображающий возрастание целостности и
интегративной емкости. Именно поэтому
понятие иерархии столь важно для теории
систем — теории целостности или холизма. И
оно абсолютно важно для вечной философии.
Каждое последующее звено в Великой Цепи
Бытия олицетворяет рост единства и более
всеобъемлющую тождественность — от
изолированной тождественности тела, через
социальную и коллективную тождественность
разума, к высшей тождественности Духа —
тождественности буквально всему явленному
Космосу. Вот почему великая иерархия бытия
часто изображается в виде ряда
концентрических кругов или сфер, или «гнезд
в гнездах». Как мы увидим далее, Великая
Цепь — это, на самом деле, Великое Гнездо
Бытия.
И, наконец, иерархия
асимметрична (это «выше-архия»), поскольку
процесс не идет в обратном направлении.
Например, сначала идут буквы, потом — слова,
потом — абзацы, но никак не наоборот. И это «не
наоборот» составляет неизбежную иерархию,
или ранжирование, или асимметричный
порядок возрастания целостности.
Все известные нам
последовательности развития и эволюции, в
значительной мере, идут по пути
иерархизации или в порядке возрастания
целостности — к примеру, от молекул к
клеткам, затем к органам, системам органов,
организмам и сообществам организмов. В
когнитивном развитии мы наблюдаем
расширение осознания от простых образов,
которые представляют лишь одну вещь или
событие, к символам и понятиям, которые
представляют целые группы или классы вещей
и событий, и далее к правилам, которые
организуют и объединяют многочисленные
классы и группы в целые сети. В моральном
развитии (как мужчин, так и женщин) мы видим,
как суждение переходит от изолированного
субъекта к группе или роду связанных
объектов и к целой сети групп вне пределов
любого изолированного элемента. И так далее.
Эти иерархические сети
неизбежно развертываются последовательно
или ступенчато, потому что у вас сначала
должны быть молекулы, потом
— клетки, потом — органы, потом
— сложные организмы — они не появляются на
сцене все разом. Другими словами, рост, как
правило, происходит постадийно
и стадии, безусловно, ранжируются
как в логическом, так и в хронологическом
порядке. Более целостные паттерны появляются позже в процессе развития, поскольку
им приходится дожидаться возникновения
частей, которые они будут объединять точно
так же, как целые предложения появляются
только после целых
слов.
А некоторые иерархии
действительно включают в себя своего рода
управляющую сеть — нижележащие (менее
целостные уровни) могут влиять на
вышележащие (или более целостные) через
посредство так называемой восходящей
причинности. Однако, что не менее важно,
вышележащие уровни могут оказывать мощное
управляющее влияние на нижележащие — это
называется нисходящей
причинностью. Например, когда вы решаете
пошевелить рукой и делаете это, все атомы,
молекулы и клетки в вашей руке двигаются
вместе с ней — это пример нисходящей
причинности.
В любой последовательности
развития или роста, как только появляется
более объемлющая стадия или холон, она/он включает в себя возможности, и
паттерны, и функции предыдущей стадии (то
есть предыдущих холонов), а затем добавляет
к ним свои собственные уникальные (и более
широкие) возможности. В этом, и только в этом
смысле, о новом и более объемлющем холоне
можно говорить как о «более высоком» или «более
широком». Как бы ни была важна предыдущая
стадия, в новой стадии есть все от нее плюс
некоторое дополнение (к примеру, большая
способность интеграции), и это «некоторое
дополнение» означает «добавочную ценность»
по отношению к предыдущей (и менее
объемлющей) стадии. Это важнейшее
определение «более высокой стадии» впервые
было введено Аристотелем на Западе и
Шанкарой и Ле-Цзы на Востоке; с тех пор оно
занимает центральное место в вечной
философии.
Позвольте привести один пример.
В когнитивном и моральном развитии (как у
девочек, так и у мальчиков) стадия
дооперационного или доконвенционального
мышления касается, главным образом,
собственной точки зрения индивида («нарциссизм»).
Следующая стадия — операционная или
конвенциональная — по-прежнему учитывает
индивидуальную точку зрения, но добавляет
к этому способность принимать во внимание
точки зрения других людей. Ничто не
утрачивается; что-то добавляется. Так что в
этом смысле правильно говорить, что эта
стадия выше или шире, то есть она более
ценна и полезна для более широкого
диапазона взаимодействий.
Конвенциональное мышление более
ценно, чем доконвенциональное, для
выработки сбалансированной моральной
реакции (а постконвенциональное еще более
ценно и т.д.). Гегель впервые сформулировал
правило, которое с тех пор постоянно
повторяли исследователи развития: каждая
стадия адекватна и ценна, но каждая более
высокая стадия более адекватна и, только в
этом смысле, более ценна (что всегда
означает более целостна). Именно по всем
этим причинам, Кёстлер, заметив, что все
сложные иерархии состоят из холонов или
порядков возрастания Целостности, указал,
что на самом деле, иерархию вернее называть холархией.
Он абсолютно прав, и в дальнейшем я буду
говорить об иерархии вообще и о Великой
Цепи — Великом Гнезде — в частности, как о
холархии.
Итак, это нормальная или
естественная холархия — постадийное
развертывание более крупных сетей
возрастающей целостности, в которых более
крупные или более широкие целые способны
оказывать влияние на целые низших порядков.
И в той мере, в какой это естественно,
желательно и неизбежно, вы уже можете
начать понимать, каким образом холархии
способны становиться патологическими.
Если вышележащие уровни могут осуществлять
контроль над нижележащими уровнями, они
также могут чрезмерно подчинять себе или
даже подавлять и отчуждать эти нижележащие
уровни. Это приводит к множеству
патологических затруднений как в индивиде,
так и в обществе в целом.
Именно потому,
что мир устроен холархически, именно потому,
что он содержит области внутри областей,
дела могут пойти настолько плохо, что
нарушение или патология в одной области
способны вызвать резонанс во всей системе.
И «лечение» для этой патологии во всех
случаях, по существу, одно и то же:
ликвидировать патологические холоны, чтобы
сама холархия смогла вернуться к гармонии.
Лечение состоит не в том, чтобы по рецепту
редукционистов избавиться от холархии как
таковой, поскольку даже если бы это и было
возможно, результатом бы стал однородный
плоский мир, лишенный каких бы то ни было
ценностных различий. (Вот почему те критики,
которые отбрасывают иерархию вообще, сразу
же заменяют ее новой собственной шкалой
ценностей, то есть своей собственной
частной иерархией.)
В действительности, «лечение»
любой нездоровой системы состоит в
искоренении любых холонов, которые
узурпировали свое положение в общей
системе, злоупотребив своей властью
восходящей или нисходящей причинности.
Именно такое «лечение» мы можем наблюдать в
психоанализе (когда холоны «тени»
отвергают интеграцию), в демократических
социальных революциях (когда холоны
монархии или фашизма угнетают государство),
в клинической медицине (когда раковые
холоны захватывают доброкачественную
систему), в критической социальной теории (когда
темная идеология узурпирует свободу
коммуникации), в радикальной феминистской
критике (когда холоны патриархата
господствуют в общественной сфере) и т. д.
Дело не в том, чтобы избавиться от холархии
как таковой, а в том, чтобы остановить (и
интегрировать) ее заносчивые холоны.
Как я уже говорил, все великие
мировые традиции мудрости, по существу,
представляют собой вариации вечной
философии, Великой Холархии Бытия. В своей
замечательной книге «Забытая истина»
Хьюстон Смит подытоживает суть главных
мировых религий в одной фразе: «иерархия
бытия и познания». Чогьям Трунгпа Ринпоче в
своей книге «Шамбала: священный путь воина»
указывает, что главная фундаментальная
идея, пронизывающая все философии Востока
от Индии до Тибета и Китая, стоящая за всем
от синтоизма до даосизма — это «иерархия
земли, человека, небес»; он, кроме того,
отмечает, что эта иерархия эквивалентна
западной иерархии «тела, ума, духа». А
Кумарасвами замечал, что все без исключения
великие мировые религии «каждая в своей
степени представляют непрерывную иерархию
типов или уровней сознания от животного до
божества, в соответствии с которой один и
тот же индивид может функционировать в
различных условиях».
Это подводит нас к самому
знаменитому парадоксу вечной философии.
Как мы уже видели, традиции мудрости
придерживаются понятия, что реальность
проявляется в виде многих уровней или
измерений, причем каждое более высокое
измерение более содержательно и,
следовательно, «ближе» к абсолютной
всеобщности Божества или Духа. В этом
смысле Дух — это вершина бытия, наивысшая
ступень эволюционной лестницы. Но столь же
истинно, что Дух — это дерево,
из которого сделана лестница в целом и все
ее ступени. Дух — это таковость,
бытование и суть любой и каждой
существующей.
Первый аспект, аспект наивысшей
ступени — это трансцендентная
природа Духа. Он далеко превосходит все «дольнее»,
тварное или конечное. Дух сохранился бы
даже после уничтожения всей Земли (или даже
всей вселенной). Второй аспект, аспект
дерева, это имманентная
природа Духа — Дух в равной степени и
полностью безраздельно присутствует во
всех явленных вещах и событиях: в природе, в
культуре, на небесах и на земле. С этой точки
зрения ни один феномен не может быть ближе к
Духу, нежели другой, ведь все они в равной
степени «сделаны» из Духа. Таким образом,
Дух, представляет собой как высочайшую цель
всего развития и эволюции, так и основу
всей последовательности, в полной мере
присутствуя как в начале, так и в конце. Дух
предшествует этому миру, но не чужд ему.
Неспособность учитывать оба
этих парадоксальных аспекта исторически
приводила к некоторым весьма однобоким (и
полити
чески
опасным) представлениям о Духе. Религии
патриархата традиционно были склонны
переоценивать трансцендентную природу
Духа, тем самым обрекая землю, природу, тело
и женщину на подчиненный статус.
Предшествовавшие им религии матриархата,
напротив, были склонны подчеркивать одну
лишь имманентную природу Духа, что в итоге
приводило к пантеистическому
мировоззрению, которое уравнивало конечную
и сотворенную Землю с бесконечным и
несотворенным Духом. Вы вольны
отождествлять себя с конечной и
ограниченной Землей; но вы не можете
называть ее бесконечной и неограниченной.
Оба этих односторонних взгляда
на мир — религии патриархата и религии
матриархата — имели весьма ужасные
исторические последствия: от жестоких и
массовых человеческих жертвоприношений
Богине плодородия до широкомасштабных войн
во имя Бога-Отца. Однако в самой гуще этих
внешних искажений вечная философия —
эзотерическое или внутреннее ядро религий
мудрости — всегда избегала любого из этих
дуализмов — Небес и Земли, мужского и
женского, бесконечного и конечного,
аскетического и праздничного — и вместо
этого сосредоточивалась на их союзе или
интеграции («недвойственности»). И
действительно, этот союз Небес и Земли,
мужского и женского, бесконечного и
конечного, восходящего и нисходящего,
мудрости и сострадания, отчетливо
проявлялся в «тантрических» учениях
разнообразных традиций мудрости, от
неоплатонизма на Западе до Ваджрайяны на
Востоке. И именно этому недвойственному
ядру традиций мудрости более всего
соответствует термин «вечная философия».
Значит дело в том, что если мы
пытаемся осмысливать Дух в ментальных
понятиях (что неизбежно связано с
некоторыми затруднениями), нам следует, по
крайней мере, помнить об этом парадоксе
трансцендентного/имманентного. Парадокс —
это просто то как недвойственность
выглядит на ментальном уровне. Сам Дух не
парадоксален; строго говоря, его вообще
невозможно как-либо охарактеризовать.
Это вдвойне справедливо для
иерархии (холархии). Мы уже говорили, что
когда трансцендентальный Дух проявляет
себя, это происходит через
последовательность стадий или уровней —
Великую Холархию Бытия. Однако я не говорю,
что Дух или сама реальность иерархичны.
Абсолютный Дух, как высшая реальность, не
иерархичен. Его вообще невозможно
определить с точки зрения ментального (холонов
более низкого уровня) — это шуньята или нирвана
— апофатическое, то
есть неопределимое, полностью лишенное
каких бы то ни было конкретных и
ограничивающих характеристик. Но оно
проявляет себя в последовательности
ступеней слоев, измерений, оболочек,
уровней или степеней — какой бы термин вы
ни выбрали — и это холархия. В Веданте это коши
— оболочки или покровы, скрывающие Брахман;
в буддизме это восемь виджнян — восемь уровней осознания,
каждый из которых представляет собой
ослабленный или более ограниченный вариант
вышележащего уровня, в Каббале это сефироты
и т.д.
Все дело в том, что это уровни
явленного мира — майи.
Когда в майе не распознают игру
Божественного, она — не более чем иллюзия.
Иерархия — это иллюзия. Существуют уровни
иллюзии, но не уровни реальности. Но,
согласно традициям, именно (и только)
посредством понимания иерархической
природы сансары мы действительно можем из
нее выбраться. Лестница отбрасывается
только, когда она отслужила свою особую
службу.
Теперь мы можем взглянуть на
некоторые актуальные уровни или сферы
холархии, Великого Гнезда Бытия, как она
проявляется в трех крупнейших традициях
мудрости: иудео-христиано-мусульманской,
буддизме и индуизме, хотя это можно было бы
сделать на примере любой зрелой традиции.
(Позвольте
мне напомнить вам, что это уровни Верхнего
Левого сектора, уровни в спектре самого
сознания. В последующих главах мы увидим,
как этот спектр проявляется и в других
секторах — культурном, социальном и
поведенческом — от антропологии до
философии, искусства и литературы. Однако
пока мы сосредоточимся на проявлении
спектра сознания в индивидуальном
человеческом существе, то есть в Верхнем
Левом секторе.)
Христианские понятия наиболее
просты, поскольку они знакомы большинству
из нас: материя, тело, разум, душа и дух. Материя означает физическую
Вселенную, как она проявляется в наших
собственных физических телах (то есть в тех
аспектах нашего бытия, которые подчиняются
законам физики); и что бы еще мы ни назвали
словом «материя», в данном случае это
означает измерение с наименьшей степенью
сознания (некоторые сказали бы — вообще без
сознания, и вы можете выбрать то, что вам
больше нравится). Тело
в этом случае означает эмоциональное тело,
«животное» тело — секс, голод, жизненную
силу и т.д. (то есть те аспекты бытия, которые
изучает биология). Разум — это рациональный,
рассуждающий, лингвистический и образный
ум (изучаемый психологией). Душа
— это высший, или тонкий ум, архетипический
ум, интуитивный ум — неразрушимая основа
нашего существа (изучаемая теологией). А дух
— это трансцендентная вершина нашего бытия,
наше Божество (изучаемое созерцательным
мистицизмом).
Согласно индуизму Веданты,
каждый отдельный человек состоит из пяти «оболочек»,
или уровней, или сфер бытия (кош); это нередко сравнивают с
луковицей, потому что последовательно
снимая внешние слои, мы находим все больше
сути.
Низший (или самый внешний) слой называется
аннамайякоша, что означает «оболочка из
пищи». Это физическая сфера. Затем следует
прана-майякоша — оболочка из праны. Прана означает жизненную силу,
биоэнергию, elan vital, либидо, эмоционально-сексуальную
энергию вообще — сферу эмоционального тела
(как мы используем этот термин). Далее идет
маномайякоша — оболочка из манаса, или ума
— рационального, абстрактного,
лингвистического. Выше располагается
виджнянамайякоша — оболочка из интуиции,
высшего разума, тонкого разума. И, наконец,
имеется анандамайякоша — оболочка,
состоящая из ананда, или духовного и
трансцендентального блаженства.
Далее — и это важно — Веданта
группирует эти пять оболочек в виде трех
основных сфер: грубой, тонкой и каузальной.
Грубая сфера соответствует низшему уровню
холархии — физическому телу (аннамайякоше).
Тонкая сфера соответствует трем
промежуточными уровням: эмоционально-сексуальному
телу (пранамайякоше), уму (маномаяйкоше) и
высшему или тонкому разуму (виджнянамайякоше).
А каузальная сфера соответствует самому
высшему уровню — анандамаякоше, или
архетипическому духу, который иногда
называют по большей части непроявленным
или бесформенным. Далее Веданта связывает
эти три основные сферы
бытия с тремя основными состояниями
сознания: бодрствованием, сновидением и
глубоким сном без сновидений. Над всеми
этими состояниями располагается
абсолютный Дух, иногда называемый турийя,
или «четвертый», поскольку он превосходит (и
включает в себя) три состояния проявления;
он находится за пределами грубого, тонкого
и каузального (и объединяет их).1
Таким образом, версия пяти
оболочек, принятая в Веданте, почти
идентична иудео-христианско-мусульманской
версии материи, тела, ума, души и духа, коль
скоро под «душой» мы подразумеваем не
просто высшее «Я» или высшую
самотождественность, но более высокие или
тонкие разум и познание. Кроме того, во всех
высших мистических традициях душа также
означает «узел» или «спазм» (то, что
индуисты и буддисты называют ахамкарой),
которые следует развязать или расслабить,
прежде чем душа сможет превзойти себя,
умереть для себя и, таким образом, найти
высшую тождественность с абсолютным Духом
и в качестве этого Духа (как сказал Христос,
«воистину, не может быть учеником тот, кто
не возненавидел собственную душу»).
Итак, с одной стороны, «душа» —
это наивысший уровень индивидуального
роста, которого мы способны достичь, а с
другой — это последний барьер, последний
узел, на пути к полному просветлению или
высшей тождественности просто потому, что в
качестве трансцендентального свидетеля
она отстраняется от всего, что
свидетельствует. Как только мы
преодолеваем позицию свидетельствования,
душа, или свидетель, сама растворяется, и
остается лишь игра недвойственного
осознания — осознания, которое не
наблюдает объекты, но полностью едино со
всеми объектами (дзен говорит: «Это все
равно, что вкушать небеса»). Разрыв между
субъектом и объектом исчезает, душа
преодолевается или растворяется, и
возникает чистое духовное или
недвойственное осознание — очень простое,
очевидное и ясное. Ты понимаешь, что твое
неотъемлемое существо беспредельно и
открыто, пусто и ясно, и все, возникающее
повсюду, спонтанно возникает в тебе, как
подлинном духе.
Центральная психологическая
модель буддизма Махаяны — это восемь
виджнян, или восемь уровней сознания.
Первые пять из них составляют пять чувств.
За ними идет мановиджняна — ум, который
оперирует чувственным опытом. Следующий
уровень — это манас, который означает как
высший ум, так и центр иллюзии
изолированного «я». Именно манас смотрит на
алайявиджняну (следующий, более высокий
уровень — уровень сверхиндивидуального
сознания) и ошибочно принимает ее за
изолированное «я» или субстанциальную душу
как мы ее определили. И над всеми этими
восемью уровнями в качестве их источника и
основы находится чистая алайя или чистый
пустой Дух.
Я не собираюсь умалять
некоторые весьма существенные различия
между этими традициями. Я просто указываю
на то, что они обладают определенным
сходством глубинной структуры, которое
красноречиво свидетельствует о подлинно
универсальной природе многих из их
интуитивных догадок.
Итак, мы можем закончить на
радостной ноте: после временного
отторжения в XIX
веке некоторыми формами
материалистического редукционизма — от
научного материализма до бихевиоризма и
позитивизма — Великая Цепь Бытия, Великая
Холархия Бытия торжественно возвращается.
Это временное отторжение — попытка свести
холархию бытия к ее самому низкому уровню,
материи — было в особенности удручающим в
психологии, которая сперва утратила свой
дух, затем — свою душу, затем — ум, и была
низведена до изучения одного лишь
эмпирического поведения или телесных
влечений. В другие времена или в других
местах подобное ограничение сочли бы
точным определением безумия.
Однако сегодня эволюционная
холархия — целостное изучение развития и
самоорганизации областей внутри областей
— снова стало доминирующей темой во многих
научных и поведенческих дисциплинах (как мы
увидим далее), хотя ей и дают разные
названия (к примеру, аристотелевскую «энтелехию»
теперь называют «морфогенетическими
полями» или «самоорганизующимися
системами»). Это не означает, что
современные варианты Великой Холархии и
принципов ее самоорганизации не содержат в
себе ничего нового — это вовсе не так,
особенно в том, что касается реального
эволюционного развертывания самой Великой
Цепи. Каждая приблизительная картина
Великой Холархии неплоха сама по себе;
каждое следующее приближение дает еще
лучшую картину...
Но ее основные черты ясно
различимы. Людвиг фон Берталанфи,
основатель общей теории систем, дал
прекрасное резюме: «В современном
понимании реальность предстает как
необъятный иерархический порядок
организованных сущностей, ведущий путем
взаимного наложения множества уровней от
физических и химических систем к
биологическим и социальным. Подобная
иерархическая структура и объединение в
системы все более высокого порядка характерны
для реальности в целом, и имеют
фундаментальное значение, особенно, в
биологии, психологии и социологии».
Так, например, в современной
психологии холархия выступает в качестве
преобладающей структурной
и процессуальной
парадигмы, идущей вразрез с действительным
(и, зачастую, совершенно различным)
содержанием разнообразных школ. Каждая
школа психологии развития признает тот или
иной вариант иерархии или
последовательности дискретных (но
непрерывных) необратимых стадий роста и
развертывания. Это относится к фрейдистам,
юнгианцам и последователям Пиаже, к
Лоуренсу Кольбергу, Кэрол Джиллиган и
когнитивным бихевиористам. Маслоу,
представляющий как гуманистическую, так и
трансперсональную психологию, поставил «иерархию
потребностей» в центр своей системы — это
лишь небольшая часть из множества примеров.
От Руперта Шелдрейка и его «вложенной
иерархии морфогенетических полей» до «иерархии
эмерджентных
качеств» Сэра Карла Поппера и «экологической
модели реальности» Берча и Кобба,
основанной на «иерархической ценности»
иерархии; от революционной работы
Франциско Варелы по аутопоэтическим
системам («по-видимому, способность
порождать иерархию уровни — это общее
отражение богатства природных систем») до
исследований мозга Роджером Сперри, Сэром
Джоном Экклзом и Уайлдером Пенфилдом («иерархия
несводимых эмерджентных образований») и до
теории социальной критики Юргена Хабермаса
(«иерархия коммуникативной компетенции») —
все это говорит о возвращении Великой Цепи.
И единственная причина, по
которой еще не все
это осознают, состоит в том, что она
скрывается под множеством разнообразных
имен.
Однако не важно, осознают ли это
возвращение — оно уже вовсю происходит. И
поистине замечательно в этом возвращении
то, что современная теория теперь может
воссоединиться со своими богатыми корнями,
уходящими в вечную философию —
воссоединиться не только с Платоном и
Аристотелем, с Плагином, Маймонидами и
Спинозой, с Гегелем и Св. Терезой на Западе,
но также с Шанкарой и Падмасамбхавой, с Цзи-И
и Фа-Цзаном, с Абинавагуптой и Леди Цогьял
на Востоке. Все это становится возможным в
силу того факта, что многие аспекты вечной
философии действительно оказываются
вечными— или в значительной мере
универсальными, где бы они ни появлялись —
и пробивают себе дорогу сквозь времена и
культуры к сердцу, душе и духу человечества
(а, в действительности, всех чувствующих
существ как таковых).
По существу, остается сделать
только одну важную вещь, выполнить один
фундаментальный пункт этой программы
возвращения.
Хотя и верно, что эволюционная
холархия, как я говорил, является одной из
объединительных парадигм в современной
мысли, от физики и биологии до психологии и
социологии (см., например, Ласло, Янтч,
Хабермас, Ленски, Деннетт), тем не менее
большинство ортодоксальных
исследовательских школ признают только
существование материи, тела и разума.2
Более высоким измерениям души и духа пока
еще не предоставлен точно такой же статус.
Мы могли бы сказать, что современный Запад
пока что признал лишь три пятых Великой
Холархии Бытия. Дальнейшая программа очень
проста: восстановить статус других двух
пятых (души и духа).
Коль скоро мы признаем и по
достоинству оцениваем все уровни и
измерения Великой Цепи, мы одновременно
признаем и все соответствующие виды
познания — не только глаз плоти, который
познает физический и чувственный мир, или
только глаз ума, познающий лингвистический
и символический мир, но также и око
созерцания, которое познает душу и дух. (Мы
еще вернемся к этому важному вопросу в
Главе 3)
Итак, вот наша задача: давайте
сделаем последний шаг и восстановим статус
ока созерцания, которое в качестве научной
и воспроизводимой методологии познает душу
и дух. И это интегральное видение, смею
утверждать, будет окончательным
возвращением домой, восстановлением связи
нашей современной души с душой самого
человечества — поликультурой в истинном
смысле этого слова — когда, стоя на плечах
гигантов, мы превосходим, но учитываем —
что всегда означает уважаем — их
непреходящее присутствие. Объединение
древней мудрости с современным знанием —
лозунг интегрального видения, маяк в
пустыне постмодернизма.
Признание
полного спектра сознания должно в корне
изменить ход развития всех без исключения
современных дисциплин, которых оно
коснется — и это, конечно, важнейший аспект
интегральных исследований.
Но, по
существу, в первую очередь, и наиболее
непосредственно оно отразится на самой
области психологии. Я уже исследовал эту
психологию полного спектра в нескольких
книгах (включая «Спектр сознания», «Никаких
границ», «Проект Атман», «Трансформацию
сознания» и «Краткую историю всего»).
В этих
книгах представлена обобщающая точка
зрения на человеческое развитие, которая
пытается учитывать весь спектр сознания от
инстинкта до эго и духа, от доличностного до
личностного и надличностного, от
подсознания до самосознания и
сверхсознания. Если ничто животное,
человеческое или божественное мне не чуждо,
тогда ни одно состояние сознания не может
быть исключено из щедрого охвата подлинно
интегральной психологии. В предисловии к
новому изданию «Проекта Атман» я пытаюсь
показать, почему столь важна такая
интегральная и всеобъемлющая позиция.
Насколько можно судить, «Проект
Атман» стал первой психологией, которая
предложила путь объединения Востока и
Запада, обыденного и созерцательного,
ортодоксального и мистического, в единую,
непротиворечивую и приемлемую систему. Эта
система включала в себя множество подходов
— от Фрейда до Будды, от гештальт-психологии
до Шанкары, от Пиаже до Йогачары, от
Кольберга до Кришнамурти.
Я начинал писать «Проект Атман»
в 1976 году одновременно с родственной ему
книгой «Ввысь из Эдема» — одно из этих
исследований касалось онтогенеза, а другое
— филогенеза. За почти двадцать лет,
прошедшие после написания «Атмана», я
обнаружил, что его принципиальная основа по-прежнему
остается прочной и целостной, и потому я
полагаю, что его главные положения, с
незначительными уточнениями там, где это
необходимо, будут иметь силу еще в течение
долгих и плодотворных лет. Некоторые
критики выражали недовольство, утверждая,
что я предложил просто литературное
обобщение разнообразных источников, и что
мой подход не основывался на клинических
или экспериментальных данных. Но это,
пожалуй, довольно нечестные увертки:
подавляющее большинство теоретиков, на
работы которых я опирался, были как раз теми,
кто впервые предоставил прямые клинические
и экспериментальные доказательства — от methode
clinique Жана Пиаже до исчерпывающих,
записанных на видеопленку наблюдений
Лоренса Кольберга и революционных
исследований морали, выполненных Кэрол
Джиллиган — не говоря уже об огромном
количестве феноменологических данных,
накопленных самими созерцательными
традициями. «Проект Атман» был
непосредственно основан на свидетельствах
более чем шестидесяти исследователей
многочисленных направлений и косвенно — на
данных сотен других.
(Мы еще вернемся к этой
интегральной психологии и тщательно
исследуем ее в Главах 6, 9, 10 и 11.)
Кроме того, «Проект Атман»
положил конец моим заигрываниям с
романтизмом и его попытками превратить
возврат к доличностному уровню в источник
спасения. Фактически я начал писать и «Атман»,
и «Эдем» в качестве обоснования
романтической точки зрения: как
онтогенетически, так и филогенетически
мужчины и женщины начинают свой путь в
бессознательном единстве с Божественным —
в состоянии бездумной погруженности в
своего рода земной рай, сад Эдема; затем они
вырываются из этого союза за счет процесса
отчуждения и размежевания (превращаясь в
изолированное и аналитическое эго); а затем
возвращаются к Божественному в
великолепном сознательном союзе.
Таким образом, человеческое
развитие проходит, так сказать, от
бессознательного Рая через сознательный Ад
к сознательному Раю. Я начал писать обе
книги, чтобы обосновать это романтическое
представление.
Но чем больше я работал над
книгами, тем более очевидным становилось,
что романтический взгляд безнадежно
запутан. Одна или две очень важные истины в
нем сочетались с какой-то возмутительной
чепухой, и в результате выходил
теоретический кошмар. Я несколько лет — по
сути, почти целое десятилетие — непрерывно
разбирался в этой чудовищной путанице, и
этот период моей жизни ознаменовался
самыми беспорядочными теоретическими
блужданиями. Причина, по которой я так много
эссе посвятил софизмам — в частности,
софизму «до-транс» и софизму единственной
границы — состоит в том, что ими часто
грешили романтики, и я, будучи хорошим
романтиком, сам их царственно порождал.
Поэтому, понимая эти софизмы изнутри,
вплотную и очень личным образом, я мог
написать несколько посвященных им сильных
критических работ. Ни к какой другой теории
не бываешь столь жесток, как к той, которую
сам еще недавно разделял.
Однако, решающую ошибку
романтической точки зрения очень легко
понять. Как мы уже говорили, с этой точки
зрения, жизнь ребенка начинается в
состоянии бессознательного
рая. То есть поскольку самость ребенка
пока еще не дифференцирована от окружающей
среды (или от матери), она действительно
едина с динамической Основой Бытия —
однако в бессознательной (или «бес-само-сознательной»)
форме. Отсюда бессознательный Рай —
блаженное, прекрасное, мистическое, «небесное»
состояние, из которого она (самость) скоро
выпадет, и к которому она будет всегда
стремиться.
И действительно — рассуждают
дальше сторонники романтической точки
зрения — в какой-то момент в первые
несколько лет жизни самость
дифференцируется от окружения, союз с
динамической Основой утрачивается, субъекг
и объект разделяются, и самость переходит
из бессознательного Рая в сознательный Ад
— мир эготического отчуждения, подавления,
террора, трагедии.
Однако — счастливо продолжают
они — самость может совершить в своем
развитии своеобразный поворот на 180
градусов — вернуться в предыдущее
состояние инфантильного единства и
воссоединиться с великой Основой Бытия —
только теперь полностью сознательным и
само актуализированным образом — и,
следовательно, обрести сознательный Рай.
Отсюда общая романтическая
точка зрения: человек начинает свою жизнь в
бессознательном раю, в бессознательном
единстве с Божественным; затем он утрачивает
это бессознательное единство и, таким
образом, погружается в сознательный Ад;
затем человек может восстановить
Божественное единство, но теперь в более
высокой и сознательной форме.
Единственная проблема этой
точки зрения состоит в том, что первый шаг —
утрата бессознательного единства с
Божественным — абсолютно невозможен. Все
сущее едино с Божественной Основой — ведь
это, в конце концов, Основа всего бытия!
Утрата единства с этой Основой равносильна
прекращению существования.
Обратите внимание: существуют
лишь две общие позиции, которые вы можете
занимать по отношению к Божественной
Основе; поскольку все сущее едино с Основой,
вы можете либо осознавать это единство,
либо не осознавать его. То есть у вас есть
лишь два варианта: ваше единство с
Божественной Основой может быть
сознательным или бессознательным.
И раз уж вы, согласно
романтической точке зрения, начинаете свою
жизнь, как ребенок, в состоянии
бессознательного единства с Основой, то вы
в дальнейшем не можете утратить это
единство! Вы уже
утратили осознание этого единства; вы не
можете далее утратить и само это единство,
иначе вы прекратите существовать! Так что,
если вы не осознаете своего единства с
онтологической точки зрения, хуже быть не
может. Это уже бездна отчуждения. Вы уже
живете как бы в Аду; вы уже погружены в
сансару, только не отдаете себе в этом
отчета — вам недостает осознания, чтобы
признать этот жгучий факт. И, значит, вот
каково, на самом деле, состояние
инфантильной самости: бессознательный Ад.
Однако
кое что все же начинает происходить: вы
начинаете пробуждаться к отчужденному миру
внутри и вокруг вас. Вы движетесь от
бессознательного Ада к Аду сознательному,
и именно осознание Ада, сансары,
мучительного существования делает
взросление и взрослую жизнь таким кошмаром
страдания и отчуждения. Самость ребенка
пребывает в относительном покое не потому,
что она живет в Раю, а потому, что ей
недостает осознания, чтобы заметить
окружающее ее пламя Ада. Ребенок,
несомненно, погружен в сансару — просто он
об этом не знает, ему недостает осознания,
чтобы понять это. Просветление — это,
определенно, невозвращение в подобное
инфантильное состояние! Равно как и не
какой бы то ни было «зрелый вариант» этого
состояния! Ни самость ребенка, ни моя собака,
не терзаются виной, страхом или страданием,
однако просветление не состоит в возврате к
собачьему сознанию (или к «зрелому варианту»
собачьего сознания!).
По мере роста сознания и
осведомленности самость ребенка медленно
осознает неизбежную боль существования,
мучение, присущее сансаре, механизм безумия
изначально вплетенный в явленный мир — она
начинает страдать. Происходит ее
знакомство с первой Благородной Истиной,
потрясающее посвящение в мир восприятий,
единственная математика которого —
мучительный огонь неутоленного и
неутолимого желания. Это не какой-то новый,
одержимый желаниями мир, который
отсутствовал в предыдущем «блаженном»
состоянии погруженности — это просто мир,
который бессознательно господствовал над
этим состоянием — мир, который самость
теперь начинает медленно, болезненно,
трагически осознавать.
Итак, по мере роста осознания,
самость переходит из бессознательного Ада
в сознательный Ад и там она может провести
всю свою жизнь, превыше всего стремясь к
отупляющим утешениям, которые смягчат ее
грубые и несдержанные чувства и залечат
раны отчаяния. Она живет как морфинист,
кутаясь в обезболивающее тепло своих
компенсаций, и ей, возможно, даже удается
убедить себя — по крайней мере на первых
порах, когда все еще видится в милом розовом
цвете — что дуалистический мир, в конце
концов, совсем не плох.
Однако есть альтернатива.
Самость может продолжать расти и
развиваться, достигая подлинно духовных
областей, преодолевая ощущения
изолированного «я», она разворачивается в
само Божественное. Единение с Божественным
— единство или тождество, которое, хотя и
бессознательно, уже имело место с самого
начала, теперь загорается в сознании
ослепительной вспышкой озарения и шока
невыразимо обыденного: самость постигает
свою высшую тождественность с самим Духом
— быть может, столь же вопиюще очевидную,
как прохладный ветерок в ясный весенний
день.
И, значит, вот каков, в
действительности, онтогенез человека: из
бессознательного Ада в сознательный Ад и
далее в сознательный Рай. Ни
на одном этапе самость не утрачивает своего
единства с Основой, иначе она полностью
прекратила бы существовать! Иными словами,
романтическая парадигма права в отношении
второго и третьего шагов (сознательного Ада,
сознательного Рая), но полностью
заблуждается в том, что касается самого
инфантильного состояния, которое
представляет собой не бессознательный Рай,
а бессознательный Ад.
Таким образом, инфантильное
состояние — это не бессознательное
надличностное; оно по самой своей основе
доличностно. Оно не трансвербально, оно
довербально. Это не трансэго, а доэго.3
И человеческое развитие — равно как эволюция
в целом — направлены от подсознания к
самосознанию и к сверхсознанию; от
доличностного к личностному и к
надличностному; от субментального к
ментальному и к сверхментальному; от
довременного к временному и к
трансвременному — или, как его ни называй —
вечному.
Романтики просто перепутали «до»
с «транс» и, тем самым, возвели «досостояния»
до высшего статуса «транссостояний» (точно
так же, как редукционисты игнорируют «транссостояния»,
объявляя их регрессией к «досостояниям»).
Эти два заблуждения — возведение
низшего к высшему и сведение
высшего к низшему представляют собой две
основные разновидности «до-/ транссофизма»,
который впервые выявлен и определен на
последующих страницах. Самое важное
заключается в том, что развитие — это не
регрессия на службе эго, а эволюция в
трансценденции эго.
И на этом кончилось мое
очарование романтизмом.
Однако, отпадение
от Божества, от Духа, от изначальной Основы,
действительно происходит, и это та истина,
которую пытаются постичь романтики перед
тем, как они сползают к своим до-/транссофизмам.
Это отпадение называется инволюцией
— движением, в котором все вещи отпадают от
осознания своего единства с Божественным и,
таким образом, воображают себя отдель
ными
и изолированными монадами, отчужденными и
отчуждающими. И коль скоро произошла
инволюция и Дух становится бессознательно
вовлеченным во все более и более низкие
формы своего собственного проявления,
тогда может произойти эволюция: Дух разворачивается в
великий спектр сознания — от Большого Взрыва
к материи, к ощущению, восприятию и
побуждению, к образу, символу и понятию, к
рассудку и психике, к тонким, к каузальным
событиям — по пути к собственному
шокирующему самоузнаванию, самореализации
и самовоскрешению Духа. И на каждой из этих
стадий — от матери к телу, разуму, душе и
духу — эволюция становится все более
сознательной, все более осведомленной,
более осуществившейся, более пробужденной
— со всеми радостями и всеми ужасами,
неизбежно присущими этой диалектике
пробуждения.
Тем не менее на каждой стадии
этого процесса возвращения Духа к себе
самому, мы с вами помним — быть может,
смутно, быть может, отчетливо — что когда-то
мы осознанно были едины с самим
Божественным. Именно это воспоминание,
скрытое на задворках нашего осознания,
тянет и толкает нас понять, пробудиться,
вспомнить, кем и чем мы уже были и всегда
остаемся.
Фактически можно предположить,
что все сущее, в той или иной степени
интуитивно догадывается, что в самой его
Основе кроется Дух. Все сущее побуждают,
принуждают, тянут и подталкивают к
проявлению этого понимания. И в то же время,
до этого божественного пробуждения все
сущее ищет Дух таким образом, который, в
действительности, препятствует пониманию:
иначе понимание пришло бы к нам сразу! Мы
ищем Дух способами, которые этому
препятствуют.
Мы ищем Дух в мире времени; но
там его невозможно найти, поскольку Дух
вечен. Мы ищем Дух в мире пространства; но
Дух вне пространства, и его нельзя там найти.
Мы ищем Дух в том или ином объекте — сияющем,
соблазнительном, полном славы или
богатства; однако Дух — не объект, его
невозможно увидеть или ухватить в мире
предметов потребления и суеты.
Иными словами, мы ищем Дух
такими способами, которые препятствуют его
постижению и вынуждают нас
довольствоваться подменными
вознаграждениями, движущими нами и
замыкающими нас в убогом мире времени и
ужаса, пространства и смерти, греха и
разделения, одиночества и утешения. И это
проект Атман.
Проект Атман — это попытка
найти Дух такими способами, которые
препятствуют этому и навязывают подменные
вознаграждения. Как вы увидите на
последующих страницах, именно проект Атман
приводит в движение всю структуру явленной
вселенной — проект, который продолжается
до тех пор, пока мы — вы и я — не пробудимся
к Духу, заменители которому мы ищем в мире
пространства и времени, алчности и отчаяния.
Кошмар истории — это кошмар проекта Атман,
бесплодные поиски во времени того, что, в
конечном счете, вне времени, поиски, которые
неизбежно порождают страх и страдание —
самость, опустошенную вытеснением,
парализованную виной, осаждаемую холодом и
горячкой уродливого отчуждения. Эти
мучения прекращаются лишь в сияющем Сердце,
когда разворачивается сам великий поиск,
когда самоограничение отказывается от
своих попыток найти Бога — реального или
замену: движение во времени аннулируется
великим Нерожденным, великим Несотворенным,
великой Пустотой в Сердце самого Космоса.
Поэтому, читая эту книгу,
постарайтесь вспомнить: великое событие,
когда вы своим дуновением создали весь этот
Космос; вспомните великое опустошение,
когда вы извергли себя вовне как целый Мир,
просто чтобы посмотреть, что из этого
получится. Вспомните те формы и силы, в
которых и через которые вы путешествовали
до сих пор: от галактик до планет и до
зеленых деревьев, тянущихся к солнцу, и
животных, день и ночь выслеживающих добычу
и неугомонных в своих утомительных поисках,
от первобытных мужчин и женщин, стремящихся
к свету, до того самого человека, который
сейчас держит эту книгу; вспомните, кем и
чем вы были, что вы сделали, что вы видели, и
кто вы на самом деле под всеми этими
личинами, масками Бога и Богини, масками
вашего собственного Подлинного Лица.
Пусть уляжется великий поиск;
пусть самоограничение развернется в
непосредственность осознания настоящего;
пусть весь Космос ворвется в ваше бытие,
ведь вы — сама его Основа; и тогда вы
вспомните, что проект Атман никогда не
происходил, и вы никогда никуда не
двигались, и все это в точности так, как
должно быть, когда малиновка поет чудесным
утром, и капли дождя стучат по крыше храма.
Эмерджентные (непредсказуемые)
качества — целостные свойства крупных
систем, не выводимые из свойств их
отдельных компонентов. (Прим. ред.)
1
Система Веданты (и ее дальнего
родственника Ваджраяны) содержит
утонченную общую модель структур и
состояний сознания, которую я объяснил бы
более техническим языком примерно так:
Пять оболочек — это
оболочки сознания или «ума» в очень
широком смысле: физическое сознание,
эмоциональное сознание, концептуальное
сознание, интуитивное сознание, сознание
блаженства. Это то, что я называю базовыми
структурами сознания, измерениями (верхнего)
Левого сектора и уровнями человеческой
психики
Но создатели Веданты
понимали, что нет разума без тела, нет
сознания без соответствующей поддержки.
Таким образом, каждый тип ума
поддерживается телом — грубым телом (поддерживающим
низший ум), тонким телом (поддерживающим
три «средние» формы ума) и каузальным
телом (поддерживающим высший или
непроявленный ум). Эти тела попросту
служат «материальной» поддержкой «сознательного»
процесса — другими словами, они являются
измерениями Правой Стороны человеческой
психики. (В Ваджраяне и Тантре, в общем
случае, три ума поддерживаются тремя «ветрами»
или энергетическими потоками, которые
также называются грубым, тонким и очень
тонким.)
Таким образом, мы можем
вполне точно представить взгляды Веданты/Ваджраяны,
говоря о грубом теле-уме, тонком теле-уме
и каузальном теле-уме, покрывающих весь
спектр областей Левой и Правой стороны, с
одной важной оговоркой: У Бога всегда две
руки (то есть эти сферы неразделимы,
грубый ум всегда присутствует вместе
грубым телом, тонкий ум — с тонким телом и
так далее).
Далее, согласно Веданте/Ваджраяне,
эти базовые
структуры — уровни тела-ума от грубого
до тонкого и каузального, которые
представляют собой постоянные оболочки
или уровни, доступные человеческим
существам, — следующим образом
коррелируют с временными состояниями
сознания (не с постоянными структурами,
а с временными состояниями):
грубое тело-ум, как правило, переживается
в состоянии бодрствования, тонкое тело-ум
— в состоянии сновидений, а каузальное
тело-ум — в (непроявленном) состоянии
глубокого сна без сновидений. Здесь важно
то, что структуры и состояния — это не
одно и то же (неспособность понять это
элементарное различие оказывалась
пагубной для многих трансперсональных
теорий).
В различных медитативных состояниях более высокие уровни тела-ума
привносятся в осознание сначала как
временные состояния, а потом, в конечном
счете, как постоянные структуры. Конечный
результат этого превращения состояний в
характеристики именуется «мокша», или
радикальное освобождение — радикальная
свобода от всего явленного в качестве
всего явленного. Другими словами,
радикальное распознание того Духа,
который является целью и основой всех
состояний и всех структур (турийя, «четвертого»,
за пределами грубого, тонкого и
каузального тела-ума — иными словами,
Пустоты и Таковости всего проявления,
которая представляет собой не изменение
состояния, но не обладающее состоянием
условие всех состояний).
Это необычайная модель
человеческого сознания, бесспорно,
наиболее всесторонняя среди всех
традиций (она включает в себя структуры,
состояния и уровни как тела/Правого, так и
ума/Левого). Чего ей, на мой взгляд,
недостает, так это деталей развития (подхода,
в котором специализируется современный
Запад). Используя более присущую Западу
восприимчивость к процессу развития, мы
можем добавить к модели понимание переходных
структур, связанных с каждой из этих
базовых структур. Результатом такого
синтеза было бы подлинно восточно-западное
воззрение. В главах с 6-й по 10-ю я
представляю такую модель и объясняю,
почему, на мой взгляд, эти добавления
необходимы для расширения модели Веданты/Ваджраяны.
И наконец, модели Веданты/Ваджраяны
— и, по существу, вечной философии в целом
— недостает понимания того, как Нижнее
Левое (культурное) и Нижнее Правое (социальное)
оказывают глубокое (и, зачастую, решающее)
влияние на индивидуальное сознание и
поведение (Верхнее Левое и Верхнее Правое),
которые они как раз понимают прекрасно. К
примеру, Великая Цепь выглядит по-разному
— является разной
— в магическом, мифическом и ментальном
мирах. Это всего лишь еще один способ
сказать, что интегральные исследования
должны быть не только «всеуровневыми», но
и «всеуровневыми, всесекторными».
Например, работы Гебсера (Нижнее Левое) и
Маркса (Нижнее Правое) лишены смысла для
традиционного теоретика Великой Цепи и
им, по существу, не находится места в
традиционном воззрении, которое именно
до этой степени прискорбно неадекватно.
2
Стивен Джей Гулд — как раз тот теоретик,
которого почти всегда цитируют, когда
желают опровергнуть существование
иерархии в природе. Гулд — козырная карта
антииерархических, плоских
гетерархических теоретиков, хотя сам он
полностью отошел от антииерархической
позиции. Фактически, Гулд сейчас очень
охотно признает иерархию как в природе,
так и в наших принципах толкования.
В недавней статье в «Сайенсез»
(июль/август 1995) Гулд заявляет, что «наши
истории о последовательных стадиях,
похоже, следуют одному из двух сюжетов:
либо нарастание прогресса (от простого к
сложному), либо стадии
усовершенствования (от зачаточного к
дифференцированному). Модель для первого
— сложение; для второго —
дифференцирование.
«Я всегда смотрел на
основные истории сложения и
дифференцирования как на наши
литературные предубеждения, налагаемые
на большее богатство природы. Однако
здесь природа... похоже, говорит нам, что
ей приходится соглашаться с этими
альтернативными способами прочтения ее
фундаментальных последовательностей» (стр.
36).
Иными словами,
иерархические структуры вполне реальны и
не являются просто нашими
антропоцентрическими созданиями. Гулд
пишет совершенно недвусмысленно: «Я
добровольно признаю свое собственное
твердое предпочтение... модели, согласно
которой, отбор действует на нескольких
уровнях генеалогической иерархии,
включая гены, организмы, локальные
популяции и виды... Природа организована
как иерархия... Сущности на каждом уровне
иерархии могут действовать как
биологические «индивиды», и, значит,
дарвиновский процесс отбора может
происходить на всех уровнях...» (New York Review of
Books, Nov. 19, 1992, стр. 47).
Я полностью с этим согласен.
На самом деле, в книге «Пол, экология,
духовность» (стр. 533) я намечаю концепцию,
согласно которой «единицей отбора»,
фактически, может служить любой холон в
общей холархии, что, по существу,
совпадает со взглядом Гулда (как он
говорит, «значит, отбор может происходить
на всех уровнях»). Кроме того, согласно
Гулду, каждый уровень ранжируется в
соответствии с его содержательностью:
«Сущности [существуют] в
последовательности уровней с
уникальными принципами интерпретации,
возникающими на каждой более
содержательной плоскости. Иерархическая
точка зрения должна учитывать тот
принцип, что феномены одного уровня не
могут быть автоматически
экстраполированы на другие уровни: там
они будут происходить по-другому» (NYRB, Маг.
3, 1983). Вот почему — прибавляет он — эти
эмерджентные свойства являются
реальными свойствами организмов: «Очевидно,
что организмы обладают эмерджентными
свойствами, поскольку их характеристики...
являются продуктами сложных, нелинейных
взаимодействий» (NYRB, Nov. 19, 1992, стр. 47).
Таким образом, для Гулда —
как практически для всех теоретиков
биологии, от Франциско Варелы до Эрнста
Майра — природа иерархически
упорядочена; единицы дарвиновской
эволюции иерархически упорядочены; и
объяснительные принципы биологии
иерархически упорядочены. Не пора ли
адептам антииерархии перестать
использовать имя Гулда для поддержки
своей шаткой позиции?
3
Здесь отнюдь не подразумевается, что в
младенчестве и детстве человек не может
испытывать никаких форм надличностных
переживаний. Я никогда этого не утверждал.
Наоборот, как я отмечал в книге «Ввысь из
Эдема», даже младенец переживает
состояния бодрствования (грубое),
сновидений (тонкое) и глубокого сна (каузальное),
проходя весь этот цикл каждые двадцать
четыре часа. Далее, как я предположил в «Проекте
Атман», младенец может действительно
являться в «облаках великолепия» из
промежуточных сфер бардо (через
психическое или более глубокое бытие).
Все это, разумеется, временные
надличностные состояния, но они не
являются устойчивыми надличностными
структурами, которые развертываются
только в ходе онтогенетического (фронтального)
развития. Таким образом, любое из
надличностных состояний в младенчестве
не обусловлено доэгоическими структурами. Все эти
вопросы детально разрабатываются в
главах 7, 9 и 10.
Наверх
Интегральный подход >
Око Духа >
Спектр сознания
|