|
Интегральный подход >
Статья об интегральном подходе Шри Ауробиндо
Интегральный подход Ауробиндо Гхоша как
попытка синтеза Западного материализма и
Восточного спиритуализма
Источник:http://anthropology.ru
Г. Федоренко
(СПбГУ)
Начало 20-го века в неоведантизме
характеризовалось попытками как
переосмыслить соотношение западной и
восточной философий, так и ведантистские
схемы с целью синтеза культурного наследия
Востока и Запада. Значительную роль в этой
тенденции сыграло творчество Ауробиндо
Гхоша, который внес огромный вклад в
развитие неоведантизма, модернизировав
веданту более радикально, чем его
предшественники – неоведантийцы.
В соответствии с традицией Ауробиндо
пытается найти ключ к пониманию мира в
понимании человека. Ауробиндо поднимает
вопрос о природе первичной реальности. При
этом Гхош стремится реализовать целостный
подход по отношению к этому вопросу,
критикуя «односторонние» концепции
человеческой сущности. «Одностороннее»
понимание сущности человека ведет к “односторонности”
в понимании мира и наоборот. Такой «односторонностью»,
с точки зрения Ауробиндо, страдала вся
предшествовавшая философия. Так,
материалисты рассматривали человека как
чисто телесное существо [1,ch.II],
виталисты (Гхош имеет в виду прежде всего А. Бергсона) –
как одно из проявлений мировой жизни,
идеалисты (Гхош говорит об европейском
субъективном идеализме) – в качестве
комплекса идей [1,c.10],
спиритуалисты – в качестве бестелесного
духа [1,ch.III]. Каждая из
вышеперечисленных систем выбирала в
качестве первоосновы мира материю, жизнь,
идею или дух. Таким образом, как утверждает
Ауробиндо, все они отрицали реальное
существование явлений, не сводимых к одной
из этих четырех первооснов. При этом
наиболее последовательными (а потому и
наиболее распространенными и труднее всего
опровержимыми) являются, по его мнению, «аскетический»
спиритуализм и материализм.
Учение адвайты о майе, как утверждает
Ауробиндо, является классическим примером
«аскетического» спиритуализма. Адвайта
признает реально существующим лишь Брахман,
все, что вне Брахмана – лишь иллюзия:
формула «Все есть одно» или «Все есть
Брахман» [2,c.24]. Однако, по
Ауробиндо, так адвайта не добивается
монистического понимания мира, не
избавляется от двойственности (что, по сути,
является ее главной целью: «адвайта» – «недвойственность»),
т.к. сущность, оторванная от явления,
перестает быть сущностью этого явления. Для
объяснения этого явления требуется
обращение к другой сущности, которой в
адвайте является принцип майи. Таким
образом, адвайта признает наличие двух
сущностей: вечной, реальной, и иллюзорной,
создающей вселенную.
Критику материализма
Ауробиндо строит фактически таким же точно
образом, как и критику спиритуализма:
внутренние противоречия дуализма,
порождаемого разделением сущности мира и
ее проявлений, а также невозможность
объяснения взаимоотношений между ними.
Если «спиритуализм» и связанное с ним
аскетическое отрицание жизни Гхош считает
основным недостатком индийской
цивилизации (со времен средневековья), то
материализм он рассматривает как учение,
связанное с западной цивилизацией и
ответственное за ее недостатки.
Материализм, как указывает Ауробиндо,
сводит жизнь лишь к сочетанию молекул, а
сознание – оказывается побочным
следствием этого сочетания, его «эпифеноменом».
Материалисты утверждают, что качественные
различия между жизнью, с присущим ей
сознанием, и неорганической материей
нереальны. Таким образом, так же как
спиритуализм, материализм разделяет
сущность мира и ее проявления. Ни
посредством абстрактной материи, ни с
помощью абстрактного духа невозможно дать
убедительное объяснение мира, заключает
Ауробиндо.
После критики «аскетического» идеализма
и такого же «одностороннего» материализма
Гхош пытается создать новую интегральную
философию, которая вобрала бы в себя лучшее
от первой и второй, избавившись при этом от
их слабых сторон. В основе этой новой
философии должен быть положен принцип, из
которого можно было бы вывести все
качественное многообразие мира. Эта
философия должна показать связь духа и
материи, не пытаясь отрицать реальность
обоих, и при этом она должна быть избавлена
от дуализма при объяснении вселенной. Она
должна объяснить поступательный процесс
мировой эволюции, ее законы, место и
назначение человека в этом процессе.
Гхош создает учение о совпадении в
абсолюте противоположностей:
определенного и неопределенного, единого и
множественного, неподвижного и изменчивого,
бесформенного и обладающего формой,
бескачественного и качественного,
конечного и бесконечного бытия. Такое
совпадение противоположностей делает
новую философию свободной от
противопоставления сущности и явления при
объяснении мира, которое критиковал
Ауробиндо в адвайте. Синтез идеализма и
материализма дает совпадение духовного и
материального начал в Абсолюте. Однако
духовное начало оказывается, все же, «сильнее»,
т.к. оно способно к самостоятельному
существованию, в то время как материальное
может существовать лишь в качестве
противоположности духовному, в качестве
его проявления. Преодолевая дуализм
адвайта-веданты (Брахман – майя), Гхош
наделяет майю реальной силой. Это сила
Брахмана, которая делает возможным Его
самопроявление, самоограничение и
самопоглощение, которые проявляются на
разных этапах создания вселенной.
Правда, следует отметить, что при
построении своей философской системы Гхош
отнюдь не преодолевает недостатки,
внутренне присущие всякому идеализму, в том
числе и те, на которые он сам же указывает
при критике адвайта-веданты. Вместе с тем
можно отметить как прогрессивную
диалектическую сторону в философии Гхоша,
его стремление преодолеть метафизический
отрыв явления от сущности, характерный для
философии адвайты посредством учения о
совпадении противоположностей в Абсолюте,
ссылаясь в качестве истоков на идеи
Гераклита, а также «Иша-упанишад» и «Бхагавадгиты».
Можно заметить, что идеи Гхоша сходны c
идеями Гегеля. В частности, Гхош использует
диалектический метод, похожий на
гегелевский. Например, диалектика
конечного и бесконечного: бесконечное, не
включающее в себя конечное, было бы
ограничено последним и, таким образом, было
бы не подлинно бесконечным, конечное же
немыслимо без своего отрицания, т. е.
бесконечного и т. д. Однако этот
диалектический метод Гхош проводит
непоследовательно, за что его часто
критикуют. Так В.С. Костюченко указывает:
«Им [Гхошем] признается в качестве
исходного пункта мирового развития «неопределенный»
(ниргуна) брахман, в котором
множественность, движение, качественные
различия и т. д. присутствуют лишь в
потенции: фактически это та же «сущность
без явления», что и духовная субстанция
адвайты. Точно так же прообразы земных
вещей в «высшем разуме», подобно
платоновским идеям, являются результатом
отрыва общего от единичного» [3,c.76].
Хочется отметить, что Гхош подвергает
критике лишь примитивный, вульгарный
вариант материализма. Также и адвайту он
сводит лишь к крайнему, аскетическому
варианту. Поэтому его критика справедлива
лишь по отношению к этим крайним вариантам,
которые он рассматривает.
Многие исследователи творчества
Ауробиндо сходятся на том, что
переосмысление наследия веданты, которое
мы можем видеть в его трудах, настолько
оригинально, что оно несводимо ни к каким
источникам (древним или новым).
Последовательный антииллюзионизм (реальна
не только духовная основа мира и человека,
но и сам мир, и человек) и безусловное
признание ценности мира как места
реального выявления бесчисленных
возможностей духа (в противовес «обесценению»
мира майя-вадой адвайты) составляют
неотъемлемую часть этого оригинального
учения.
Полемика Гхоша с двумя полярными
позициями – философией «аскетического»
спиритуализма (майя-вада Шанкары) и
материализмом – есть диалог европейской
и индийской философий. Обе эти позиции
Ауробиндо критикует
прежде всего с позиции аксиологии: это два
отказа от признания смысла и значимости
земного существования. Если для «аскетического»
спиритуализма это существование иллюзорно
(отсюда – уход от него к высшему бытию),
то для материализма оно эфемерно и
преходяще, а значит, и лишено «подлинной»,
вечной значимости. Поэтому попытка синтеза
этих двух философий есть также попытка
синтеза наследия Запада и Востока. Причем,
основная задача, цель Ауробиндо – есть
цель индуса ,
а средства, которыми он пользуется, –
европейские. И пусть некоторые выводы, к
которым пришел Ауробиндо, могут вызвать
полемику, огромная значимость его вклада в
развитие философии в целом – вне
сомнений. (Более того, та полемика, которую
вызывает творчество Ауробиндо, можно также
рассматривать как его заслугу).
Наверх
Интегральный подход >
Статья об интегральном подходе Шри Ауробиндо
|