Статьи >
Фильм "Живой" и проблема психоделиков
Фильм "Живой" и проблема психоделиков
Андрей Щербаков
В кинотеатре
«Пушкинский» состоялась долгожданная премьера фильма Александра Велединского
«Живой» с Андреем и Алексеем Чадовым в главных ролях. Продюсер Сергей Члиянц,
завоевавший себе большой авторитет поддержкой шедевра Киры Муратовой
«Настройщик», мастерски провел пиар-кампанию действительно глубокой и
многоуровневой по смыслу картины. Одна из ее тем – метаморфозы сознания
человека, прошедшего в мирное время ужасы локальной войны и страдающего
посттравматическим синдромом.
Проблема измененного
сознания ветеранов войны в последние годы вновь находится в центре внимания
художников различных стран. Достаточно вспомнить знаменитый роман Мэтью Перла
«Дантов клуб», в котором чудовищные убийства совершает молодой ветеран
Гражданской войны в США, копируя те кошмарные наказания, которым подлежат
грешники на различных кругах Дантова Ада.
Хотя книга Перла и фильм
Велединского лежат в совершенно разных сюжетных и идейных плоскостях, есть в
них одно общее. Авторы считают, что т.н. посттравматический синдром – это не
психическая патология, как полагает официальная психиатрия, а выход в новое
измерение сознания, на тот трансперсональный уровень, который обеспечивает
прямой информационный контакт с развоплощенными сущностями.
В фильме «Живой»
мистический пласт выражен предельно доходчиво, когда герою картины, которого
блестяще играет Андрей Чадов, являются его погибшие в Чечне товарищи.
Происходит это, судя по фильму, в виде спонтанного психодуховного кризиса,
который, согласно Станиславу Грофу, несет в себе неиссякаемый источник
подлинного обновления личности.
Алексей Велединский также
явно является сторонником идей основоположника гуманистической и
экзистенциальной психологии Абрахама Маслоу. Его теория «пиковых переживаний»,
их необычайной целительной силы, разработанная в 60-х годах прошлого века,
давно нашла многочисленные эмпирические подтверждения.
Одной из загадок фильма
«Живой», выраженной на уровне подтекста, стал основополагающий спор двух
направлений в современной психологии и психотерапии. Первое из них, основанное
на ценностях монотеистических религий, предлагает путь духовного возрождения
через обращение к Богу в
рамках традиционной веры.
То есть сохранение собственного «Я», развитие «Я» - концепции» через дальнейшую
индивидуализацию. Именно такой путь советует ветерану Чечни православный
священник.
Второй путь психотерапии
основан на растворении «Я»-концепции» и духовном возрождении через смерть Эго
путем медитации и выхода за границы мышления и языка. Кстати, удачно сделанный
рекламный плакат к фильму «Живой» воплощает именно такой путь проявления
остроты конфликта между сознанием и бессознательным героя.
Велединскому удалось
удивительно точно выразить известную мысль Карла Густава Юнга о том, что
подлинное откровение бессознательного возможно только при невербальных способах
передачи. Это и объясняет тот катарсис по Аристотелю, который вызывает «Живой»
практически у всех зрителей, независимо от уровня их образования.
Глубочайшая
экзистенциальная драма героя картины, его невыносимые страдания, находящиеся по
ту сторону обыденной реальности, вызывают закономерный вопрос – как помочь
молодым по возрасту ветеранам Чечни преодолеть бездну тотального отчаяния?
Традиционная психиатрия таким людям практически ничего предложить не в
состоянии. И тут многие специалисты вспоминают об исследованиях с
психоделиками, в первую очередь с ЛСД-25 и псилоцибином, которые проводились в ряде военных
госпиталей США в конце 60-х-начале 70-х годов прошлого века, то есть после
официального запрета названных препаратов.
Речь шла о лечении т.н.
вьетнамского синдрома, который во многом схож с состоянием героя «Живого».
Контролируемая психоделическая терапия применялась в Мэрилендском центре
психиатрических исследований (Балтимор), Федеральном госпитале ветеранов флота
в Майами и Центре психического здоровья военнослужащих в Бостоне.
Во время ЛСД-сеансов
страдавшие предельными нервными расстройствами, в том числе и расстройствами
сна, ветераны Вьетнама переживали все четыре базовых перинатальных матрицы из
картографии бессознательного Станислава Грофа. То есть заново прочувствовали
собственные роды – от
блаженного нахождения в
матке до выхода на свет.
Особенное значение в этой
терапии уделялось переживанию третьей матрицы, в которой человеком овладевали
ужасные картины войн, революций, кровавых оргий. А также переходу от третьей к
четвертой матрице – процессу «смерти-возрождения», смерти Эго и приобщения к
Божественному началу.
Поразительные данные
душевного преображения ветеранов Вьетнама, в том числе и
смертельно больных, приведены в мировом бестселлере Станислава Грофа и Джоан
Халифакс «Человек перед лицом смерти». В 1974 году все программы по психоделической
терапии в военных госпиталях США были полностью закрыты и сосредоточены, по
данным американской печати, ЦРУ в рамках проекта «МК-ультра».
Тем не менее, тема
психоделиков, как действенного средства помощи лицам с посттравматическими
расстройствами, звучит во многих американских фильмах о Вьетнаме, например, в знаменитом «Охотнике на
оленей». А Софья Коппола утверждает, что в легендарном финале «Апокалипсиса
наших дней» ее отец хотел выразить свое собственное впечатление от «неудачного»
ЛСД-путешествия, когда он принимал психоделик без контроля врача.
Из фильма «Живой» неясно,
каким образом герой переходит в необычные состояния сознания. Но совершенно
очевидно, что от перепоя спиртного таких мистических явлений не бывает.
Режиссер дает зрителю возможность самому ответить на вопрос – произошел ли
выход на трансперсональные уровни психики полностью спонтанно или этому помогли
психоделики.
Кстати, в кинокругах
Москвы поговаривают, что следующей картиной Александра Велединского может стать
экранизация культового романа Германа Гессе «Степной волк» с Олегом Меньшиковым в главной роли. Написанная в 1927 году,
эта книга в 60-е годы была программным манифестом движения хиппи и
«психоделической революции». Режиссер приступил к изучению всех изданных на
русском языке трудов классика трансперсональной психологии Станислава Грофа,
которые вдохновили братьев Вачовски на создание знаменитой трилогии «Матрица».
Хочется пожелать Сергею
Члиянцу и в дальнейшем продюсировать столь глубокие и неоднозначные фильмы как
«Живой».
Наверх
Статьи >
Фильм "Живой" и проблема психоделиков
|