Трансперсональная парадигма >
Трансперсональная психология
Трансперсональная психология
В.В.
Майков,
трансперсональный психолог,
канд. филос. наук,
ст. научн. сотр.
Института Философии РАН
ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ -
направление, возникшее в США в конце 60-х
годов XX века на базе трансперсонального
проекта в культуре. Т.П. определяет себя как
"четвертую силу в психологии",
восполняющую односторонность предыдущих
трех проектов в психологии: психоанализа,
бихевиоризма и гуманистической психологии.
Основателями этого направления выступили
широко известные психологи и
психотерапевты: А. Маслоу, С. Гроф , А.Уотс, М.
Мерфи и др. Трансперсональная психология
имеет глубокие корни в истории культуры и
религии, в мировых психо-духовных практиках.
Среди своих предшественников основатели Т.П.
указывают, например, американца У. Джеймса,
первого среди психологов составившего
научную энциклопедию "многообразия
религиозного опыта", швейцарца К.Г.Юнга,
обогатившего психологию мифологическими,
общекультурными, религиозными и
мистическими измерениями, итальянца Р.
Ассаджиоли, бывшего психоаналитика,
который в созданном им психосинтезе
опирался на теософские, антропософские и
буддистские учения, преодолевая с их
помощью европейские культурно-антропологические
ограничения, а также американских
трансценденталистов -- Эмерсона и Торо.
Лидерами современной Т.П. являются С. Гроф, К.Уилбер,
Ч. Тарт, А. Минделл, С. Крипнер, Р. Уолш, М.
Мерфи, К. Кастанеда, каждый из которых
развивает свои школу, методы и направление
исследований.
Трансперсональная психология изучает
сознание в широком спектре его проявлений:
множественность состояний сознания,
духовный кризис, околосмертные переживания,
развитие интуиции, творчества, высшие
состояния сознания, личностные ресурсы,
парапсихологические феномены. Она
опирается на целостное видение человека в
перспективе его духовного роста,
классическую и неклассическую философскую
антропологию, мировые духовные традиции,
разнообразные способы самопознания и
психотерапии, такие как медитация,
холотропное дыхание, телесно-ориентированная
психотерапия, терапия искусством, работа со
сновидениями, активное воображение,
самогипноз и др.
Существует личностная
преемственность и смысловая связь между
гуманистическим и трансперсональным
проектами в психологии. Их основателями
были одни и те же люди - А .Маслоу, Э. Сутич, А.
Уотс, М. Мерфи. С середины 60-х гг. они стали
относиться к гуманистической психологии
как к ориентации, которую необходимо
расширить и дополнить. Например, Маслоу,
обосновавший представление об
неутилитарных "ценностях Бытия", "пиковых
переживаниях", "самоактуализации",
ставшие фундаментом и ядром программы
гуманистической психологии, ввел позднее
идею метапотребностей, сверхличностных
ценностей - открытого духовного горизонта
человека, к которому он всегда устремлен, и
только в этом страстном устремлении и
реализует свое предназначение. И в этом
превозмогании, выходе за пределы,
размыкании исторических, культурных,
индивидуальных границ и получает смысл
само понятие человека и обосновывается и
гуманистическая психология, и, более широко,
вся антропологическая проблематика.
Трансперсональная ориентация отличалась
от гуманистической акцентом на
метапотребностях и метаценностях, тягой к
преодолению границ прежнего предметного
поля исследований, задаваемого проблемами
самоактуализации, творчества и
гуманистической психотерапии и педагогики.
Она сделала предметом науки
психологические измерения религиозного и
мистического опыта, поставила задачу
обоснования психологии на материале
духовного поиска мировых философских и
религиозных традиций. Новое предметное
поле, уже не замыкаемое
западнохристианской культурой, вобрало в
себя мистические и восточные подходы, такие
как суфизм, буддизм, адвайта-веданта, йога,
традиции североамериканских индейцев,
туземных и древних цивилизаций.
В качестве
программной задачи трансперсональная
ориентация попыталась освоить суть и
конкретные формы идей, представлений и
практик из мирового духовного опыта
человечества и дать им научное выражение.
Объективной основой нового направления в
психологии стало то, что Г. Гессе
провидчески назвал "паломничеством в
страну Востока".
Во второй половине XX
века в среде студенческой молодежи и у
искателей любого возраста возрастает
устойчивый интерес к восточным философским
учениям, в частности к учению дзен-буддизма,
стимулированный в немалой степени
американскими поэтами А. Гинзбергом и Дж.
Керуаком, культурологом А. Уотсом и
японским исследователем дзен Д. Судзуки. По
Америке прокатилась очередная
коммунитарная волна, на гребне которой
создаются духовные коммуны, происходят
масштабные эксперименты с новыми стилями
жизни и поиски новой общности людей,
пытающихся прорваться через
ограничивающие стереотипы, вскормленные
традиционным семейным укладом и здравым
смыслом. Через эту масштабную практику
преодоления оков и табу прежней
патриархальной цивилизации, практику,
которая вовлекла в себя десятки миллионов
людей, и происходило конкретное, через
ткань повседневной жизни, посвящение в
сознание как в то, что "между" людьми,
как в совместное бытие в новом ценностном
горизонте, трансцендирующем эгоизм,
индивидуализм и европоцентризм.
После
начала информационной-коммуникативной
революции техносфера и инфраструктура
воплотили такие базисные характеристики
сознания как всесвязность и открытость и
оказались в резком конфликте с
манипулятивным характером прежних
социальных институтов и потребовали их
трансформации. Складывание глобальной
цивилизации, глобализация всех
цивилизованных процессов на планете -
экономических, политических,
информационных, культурных, усиление
всеобщей взаимозависимости, с появлением
которой мы начинаем воспринимать себя уже
жителями планеты, "гражданами мира", а
не отдельного государства - вот, пожалуй,
основные цивилизационные процессы,
вызвавшие формирование трансперсональной
ориентации и то новое осознавание ситуации,
которое в ней выражено.
Итак, возникли новое расширенное
исследовательское поле, новый образ
человека, произошло преодоление
антропологического масштаба, который
существовал в рамках гуманистической
ориентации. Была сделана продуктивная
попытка заново взглянуть на человека в тех
областях, где он выходит за свои границы - в
экстатическом, религиозном, мистическом
опыте, на границах его жизни в опыте смерти,
умирания и рождения. Необходимость нового
научного понимания человека привела к тому,
что в профессиональный состав
трансперсонального движения вошли не
только психологи или такие традиционные
гуманитарии как этнологи, культурологи или,
скажем, танатологи, но и представители,
казалось бы, далеких профессий - физики,
биологи, кибернетики. Дело в том, что поиск
нового предметного поля и нового видения
человека оказался созвучным поискам новой
научной парадигмы и в других, в том числе,
естественнонаучных дисциплинах.
Например,
физик и философ Ф. Капра показал в своем
исследовании новой научной парадигмы "Поворотный
пункт" (1983 г.), что кризис науки и облик
новой науки имеет те же отличительные черты
как в психологии, так и в физике,
кибернетике или биологии. Героями его
следующей книги, посвященной той же теме
"Необыная мудрость: разговоры с
замечательными людьми" (1988 г.) стали
психолог С.Гроф, лидер "антипсихиатрии"
Р.Лэйнг, физик Дж.Чу, экономист Х.Хендерсон,
специалист по новой медицине и по лечению
рака К.Саймонтон - люди, являющиеся творцами
новой научной парадигмы в психологии,
психиатрии, физике, экономике, медицине, а
также политике и философии. Из бесед с этими
людьми Капра делает вывод: новая научная
парадигма во всех этих областях
действительно имеет такие общие черты как
целостность, системность, новые критерии
научности, новое обоснование своего
предмета, новое понимание научного закона,
субъекта и объекта науки.
Именно поэтому в
рамках трансперсонального движения и
объединяются передовые ученые из самых
различных областей знания. Новая научная
парадигма, действительно, необходима для
понимания того антропологического видения,
которое развернулось в трансперсональной
психологии. И многое здесь уже сделано.
Достаточно отметить новую картографию
человеческой психики С. Грофа, его
новаторские представления о духовном
кризисе, в которых он показал, что
большинство классифицируемых традиционной
психиатрией заболеваний таких как неврозы
и психозы по сути дела являются кризисами
роста, которые в определенных условиях
возникают у всех людей, а не болезнями.
Традиционная психиатрия, нечувствительная
к этому процессу, в своих классификациях
замораживает его отдельные фазы как
различные виды патологии, рассматривая их
как ненормальности, а не как стадии
эволюционного процесса, Те, кто зачисляется
психиатрией в невротики и психотики - это
чаще всего люди, которые спонтанно
перенесли мощный духовный опыт и не сумели
справиться с ним. Супругами Гроф для помощи
таким людям создана международная
программа "Spiritual emergency"
.
Другим лидером
трансперсональной психологии К.Уилбером
осуществлена интеграция
психотерапевтических м психологических
подходов на основе теории спектра сознания.
Широкую известность получило изучение
медитации такими учеными как Р. Уолш, Д.
Шапиро и М. Мерфи. Другим весьма характерным
явлением является открытие
трансперсонального измерения внутри
традиционных психотерапевтических и
психологических подходов. Например в 1980 г.
под редакцией С. Бурштейна была издана
книга под названием "Трансперсональная
психотерапия". В ней дается
трансперсональный взгляд на такие
известные психотерапевтические подходы,
как гештальттерапия, психосинтез,
трансакционный анализ, аналитическая
психология, психоанализ, а также ряд
подходов гуманистической или
экзистенциально-феноменологической
ориентации.
В последнее время в Т.П.
произошло существенное расширение поля
поиска, и от первоначальной ориентации в
сторону Востока она устремились на поиск
собственной почвы, вглубь европейской
религиозно-философской и духовной традиции.
В новых антологиях по гуманистической и
трансперсональной психологии мы находим
имена Я. Беме, Э. Сведенборга, Мейстера
Экхарта, отцов церкви, исихастов
православной традиции, а трансперсональная
ориентация продолжает расширяться за рамки
психологии, образуя такие новые сложные
поля исследования и деятельности, как
трансперсональные психиатрия, экология,
социология, антропология и др. Прикладное
значение Т.П. в том, что она предлагает новый
взгляд на психическое здоровье и патологию
- обеспечивая интегративный,
многоаспектный подход к человеку.
Трансперсональные переживания обладают
особым терапевтическим потенциалом, имеют
огромное значение для творчества,
эстетического и этического развития.
Особую актуальность приобретает
трансперсональный подход в лечении
наркомании и алкоголизма как видов
духовного кризиса, психотерапии неврозов и
психозов, в психологическом оздоровлении
общества.
Наверх
Трансперсональная парадигма >
Трансперсональная психология