Главная  Об институте  Интегральный проект  Трансперсональный проект  Библиотека  Обучение  Ресурсы  Форум
 
 

Библиотека


Интегральный подход

Трансперсональная парадигма

Статьи

Великие традиции мудрости
 
 
 
 

Обучение > Об интегральной практике самоосознавания и саморазвития


Об интегральной практике самоосознавания и саморазвития


В интегральной практике саморазвития объединяются основные сферы развития:

1. Сфера индивидуальной внутренней жизни (внутренняя сфера "Я-Мир")
2. Сфера индивидуальной внешней жизни (внешняя сфера "Я-Мир")
3. Сфера культуры (внутренняя сфера "Мы-Мир", мир человеческой культуры)
4. Сфера социально-технологических процессов (внешняя сфера "Мы-Мир", мир человеческой цивилизации)

Интегральная практика саморазвития работает со всеми основными уровнями развития бытия и сознания:

1. Уровень материи
2. Уровень тела
3. Уровень ума
4. Уровень души
5. Уровень духа

Эти пять уровней образуют систему вложенных целостностей, где каждый последующий уровень включает и превосходит предыдущий. Уровень тела включает и превосходит уровень материи, уровень ума включает и превосходит уровни тела-материи и т. д. Таким образом, самый высший уровень развития человеческого самоосознания - уровень Духа - включает в себя все предыдущие уровни и, в то же время, оказывается неизмеримо шире их всех.

Процесс развертывания самоосознания через все эти уровни является естественным процессом развития человека, происходящим в течении жизни. Однако в силу разных причин на каждом из кризисных этапов перехода самосознания с одного уровня на другой у человека могут развиваться различные затруднения в развитии. Существуют три самых распространенных типа проблем, связанных с кризисами перехода:

1. Проблема с интеграцией предыдущего уровня с последующим. Как правило, на уровне "тело-ум".

Большинство современных взрослых людей, развившихся до уровня концептуального ума, имеют те или иные проблемы, связанные с интеграцией энергии уровня тела. Древние шаманы называли это "болезнью отделения головы от тела", когда сознание, сосредоточенное в голове живет как бы отдельно от сознания тела. При этом управляющее сознание ума подавляет тело, а вместе с ним и часть оставшейся на этом уровне нереализованной энергии. Эта подавленная энергия уходит в подсознание, становясь причиной хронических проблем и неудач, на каждом шагу преследующих человека и препятствующих его дальнейшему развитию.

2. Страх перехода на новый уровень (страх перед трансформацией сознания). Как правило, на уровне "ум-душа".

Это еще одна распространенная болезнь нашего века, которая является основой печально известного "кризиса среднего возраста". Суть проблемы заключается в том, что на определенном этапе жизненного пути в сознании человека включаются трансформационные процессы перехода Я с уровня ума на уровень души, от личности к сущности. Однако, не имея достаточной информации о специфике развития осознания, человек начинает испытывать бессознательный страх перед происходящими с ним переменами. Сознание человека начинает как бы раздваиваться: с одной стороны, трансформационный процесс уже запущен, и это выражается в том, что в глубине души человек уже начинает испытывать непреодолимое внутреннее стремление к перемене, его уже перестает удовлетворять данность его бытия, он жаждет чего-то нового - уровень души уже пробудился в нем; с другой стороны человек привык отождествлять себя исключительно со своим разумом, вот почему его самосознание, прочно укоренившееся на уровне ума, начинает воспринимать усиливающиеся трансформационные тенденции как нечто угрожающее установившемуся порядку. Человек оказывается в ситуации телеги из знаменитой басни Крылова: лебедь (символизирующий тенденции идущие с более высокого уровня души) тянет телегу Я ввысь, тогда как рак и щука (символизирующие тенденции с более низкого уровня ума) тянут телегу вниз. В итоге - есть какое-то движение, какая-то суета, но реально ничего не меняется, телега самосознания остается там же, где и была - "а воз и ныне там".

3. Уход в фантазии.

Одним из следствий непреодоленного страха перед трансформацией является уход в фантазии. Имея, с одной стороны, потребность в духовном росте, а с другой - страшась той неизвестности, которую он с собой несет, и тех усилий, которых требует всякое подлинное самопревосхождение, человек находит временное утешение в фантазиях на тему своего дальнейшего развития. Человек начинает подменять подлинное развитие (которое в первую очередь требует делать усилие над собой) фантазиями о своем развитии (для которых не нужно никакого усилия). Результатом такого псевдо-развития становится псевдо-духовность, когда человек убегает от своих проблем в вымышленный мир якобы духовности. Закономерным итогом такого псевдо-развития становится либо гипертрофированное эго и раздутое самомнение, либо регрессия в инфантилизм, либо и то, и другое вместе.

Интегральная практика, работая со всеми основными уровнями развития, способствует в каждом конкретном случае точной диагностике имеющихся проблем и дает адекватный способ их решения для продолжения полноценного движения к целостности.

В интегральной практике саморазвития объединяются и учитываются основные процессы развития:

1. Развитие бизнеса, социально-технические контакты
2. Межличностные взаимодействия, контакты с единомышленниками
3. Развитие семьи, контакты с противоположным полом
4. Личностное развитие, контакты с природой
5. Внутреннее развитие, контакты с архетипами и уровнями чистых энергий

В интегральной практике саморазвития объединяются различные подходы к работе с осознанием:

1. Практики современной психологии (аналитической, глубинной, трансперсональной, интегральной)
2. Практики различный синтетических стилей (тело-ум, телесно-ориентированный подход, процессуально-ориентированный подход)
3. Практики метапрограммирования ума (НЛП, психокибернетика)
4. Практики на развитие внимательности, практики самовспоминания (техники Гурджиева, Кастанеды, тибетсткие практики присутствия)
5. Практики самотрансформации (практики высшей тантры, визуализации, настройки на энергию архетипа)
6. Практики работы с осознанием во сне (шаманские практики, йогические практики)
7. Практики "Чистого Света" (раскрытие непреходящего самоосознавания)

Многим людям, искушенным в различного рода духовных системах и практиках, наверняка знакомы популярные ныне "винегреты из практик", когда практики различных традиций, восточных и западных, сваливаются без разбора в одну кучу и преподносятся как очередная "целостная система развития". В результате то тут, то там мы имеем дело с какой-нибудь очередной разновидностью "шаманского ребёфинга" или телесно-ориентированной терапией под соусом тантры, или "НЛП по Кастанеде". Многие находят противоядие от подобных "винегретов" в том, что начинают практиковать какую-нибудь одну, "чистую" традицию. Однако, с одной стороны способствуя различению, с другой стороны такой подход может сильно ограничивать практикующего в выборе средств.

Существенная особенность интегрального подхода заключается в том, что он стремится объединить разные практики, как восточные, так и западные, однако делает это на основе различающего объединения. Дело в том, что практики различных традиций, как правило, ориентированы на работу с разными уровнями развития. Одни работают с уровнем тела, другие с уровнем "ум-тело", третьи - с уровнем только ума или только души, четвертые - с уровнем "душа-ум" или "душа-тело" и т. д. Очевидно, что если у нас есть застарелая проблема на уровне тела, а мы используем практику, направленную на работу с душой, то мы, безусловно усилив с помощью нее осознание уровня души, тем не менее вряд ли решим проблему полноценной интеграции энергии с телесного уровня.

Интегральный подход предлагает здесь адекватное решение. Опираясь на глубокое понимание происходящих процессов и панорамный взгляд на развитие осознания, он дает нам возможность применять в каждом случае подходящую для работы с энергией данного уровня практику. Например, если перед нами стоит задача интегрировать заблокированную телесную энергию с уровнем ума, то нам лучше всего использовать не телесно-ориентированную терапию (которая, как правило, работает только с уровнем тела), а практику холотропного дыхания (которая как раз ориентирована на интеграцию "тело-ум"), однако холотропное дыхание не сработает там, где нужно работать только с умом (здесь, в зависимости от конкретных задач, больше подойдет НЛП или некоторые медитативные практики тибетского буддизма). С другой стороны, с помощью только средств НЛП или психокибернетики мы не добьемся успеха при работе с уровнями души, а как раз некоторые трансперсональные практики, процессуальный подход и шаманское путешествие нам в этом помогут. И наоборот, практики, предназначенные для работы со сновидческими уровнями души без поддержки практик соответствующего уровня, будут малоэффективны при проработке Я-концепции на уровне ума и мышечных зажимов на телесном уровне. Эти примеры можно продолжать.

Интегральный подход замечателен тем, что, давая нам широкий, панорамный взгляд на процессы развития и эволюцию человеческого сознания, он верно расставляет акценты и помогает нам лучше ориентироваться в большом разнообразии существующих методов и практик саморазвития, так что мы получаем возможность каждый раз ясно понимать принципы действия и сферу применения тех методов, которые практикуем.





Наверх

Обучение > Об интегральной практике самоосознавания и саморазвития


 
Хостинг от uCoz